Международный день слепых отмечается 13 ноября – в день рождения француза Валентина Гаюи, основателя первой в мире школы для слепых, которая была открыта в 1784 году в Париже. В Петербурге сейчас проживает около 10 тысяч инвалидов по зрению, 500 из них – дети.Приспособлен ли город для тех, кому необходима белая трость или проводник, узнавала "Фонтанка.ру".
Нина Кулакова – специалист по реабилитации Городского центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению передвигается по городу с белой тростью. Однажды какая-то женщина подошла к ней на улице и предложила помощь. Пока незрячая Нина шла с этой незнакомой женщиной от Разъезжей до переулка Джамбула, 3, где находится реабилитационный центр, она подробно рассказывала, по каким улицам они идут. «А вы до потери зрения экскурсоводом работали?», – удивлялась незнакомка. Нина Кулакова не работала экскурсоводом, просто она помогает тем людям, кто лишился зрения во взрослом возрасте, часто внезапно, из-за несчастного случая, болезни и т.п. И задача Нины – научить человека вновь чувствовать себя в городе своим, чтобы незрячий человек, выйдя на улицу, досконально знал свой маршрут.
В Центре помогают петербуржцам и жителям области не только ориентироваться в пространстве, но и снять психологическое напряжение, научиться пользоваться шрифтом Брайля, новыми навигационными системами и средствами технической реабилитации для слепых и слабовидящих.
Приспособлен ли город для тех, кому необходима белая трость или проводник? Председатель Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых Алексей Колосов считает, что колоссальные шаги уже сделаны. Например, появление «говорящих» светофоров на городских улицах или специальная рельефная линия вдоль платформы на каждой станции метро – это огромный прогресс. Правда, иногда жители вторых этажей квартир, выходящих на улицу, жалуются – им мешает механический голос «говорящего светофора»…До сих пор не могут добиться, и уже, видимо, без петербургского Госстройнадзора тут не обойтись – чтобы в каждом новом лифте с помощью шрифта Брайля или рельефных цифр незрячий человек мог найти нужную кнопку этажа.
Нина Кулакова нашла проблему в новом терминале «Пулково» – социальное такси везет до дверей аэропорта, дальше от стойки регистрации уже помогает незрячему человеку служба сопровождения, а вот кто поможет преодолеть «слепую зону» от дверей до этой самой стойки? Примерно такая же ситуация и на железнодорожных вокзалах. Водители социального такси не могут оставить машину, чтобы помочь слабовидящему, а если у человека нет провожатого, то ему остается надеяться лишь на помощь окружающих.
Но среди плюсов доступной среды Нина Кулакова отмечает и то, что в Центре реабилитации на Джамбула, 3 будут вновь обучать собак-поводырей пользоваться эскалаторами метро, чтобы спускаться в подземку вместе с хозяином. Александр Черюканов, начальник отдела методического руководства по вопросам реабилитации инвалидов комитета по соцполитике Смольного, поясняет: «В город и область ежегодно поступает 10 собак-поводырей, хотя потребность в них гораздо выше, в метро раньше их не пускали, хотя у собак были даже специальные документы, что они умеют пользоваться эскалатором». По словам Александра Черюканова, уже выделены средства по госзаданию на обучение новых собак-поводырей, и они начнут учебу прямо на одной из станций петербургского метрополитена.
Кроме того, в Петербурге идет апробация системы навигации и помощи незрячим людям «Говорящий город». Эта система состоит из передающего и приемного устройств, причем приемники находятся у инвалидов. Передающее устройство устанавливается на транспортных средствах и помогает с помощью приемника сориентировать незрячего человека – какой транспорт подошел, вплоть до его номера, где находится у него дверь. А пешеходную навигацию для незрячих можно установить на смартфон. Сейчас проект «Говорящего города» в стадии доводки, у незрячих людей много замечаний. Но в Петербурге намерены в следующем году апробировать проект.
Галина Артеменко
для Фонтанки.ру