Разработанный российскими сенаторами документ содержит запрет на езду без зимних шин с декабря по февраль, а без летних – с июня по август. Временные рамки зимнего сезона регионы смогут корректировать в зависимости от климатических условий. Кроме того, в проекте закона зафиксированы требования к глубине протектора, рисунку и маркировке зимних покрышек.
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)», разработанный сенаторами Вадимом Тюльпановым, Андреем Клишасом и Константином Добрыниным, был одобрен правительством. Он предполагает внесение изменений в статью 12.5 КоАП РФ и впервые вводит в регламент Таможенного союза понятие «зимняя резина».
Автор законопроекта Константин Добрынин рассказал «Фонтанке.fi», что при создании документа был учтен опыт и Финляндии, и других северных соседей. «Он разнообразен, но схож в одном - в жесткости норм и суровости штрафов, - заметил сенатор. - Изначально мы предложили более суровый штраф в размере 5 тысяч рублей, но после консультаций с коллегами из правительства, решено было установить 2 тысячи, что тоже не мало и должно, в числе прочего, убедить людей думать о своих жизнях и чужих».
Отметим, в Финляндии штраф для водителей, «не переобувшихся» 1 декабря в зимнюю резину, весьма высокий. Согласно финской системе начисления взысканий, минимальный размер одного поденного штрафа за это нарушение составляет 6 евро, число поденных штрафов — не более 10. Дорожная полиция при оформлении штрафа учитывает множество факторов: чистый доход нарушителя после оплаты всех налогов, число иждивенцев и т.п. Главный комиссар полиции Финляндии Илкка Пёюхия разъяснил «Фонтанке.fi»: при среднем доходе в 1800 евро в месяц нарушителю выпишут штраф в размере 260 евро (ставка поденного штрафа вырастает до 26 евро), при доходе в 2000 евро — 290 евро (соответственно ставка составляет 29 евро).
Сенатор Добрынин добавил: «Также наш законопроект устраняет излишнюю дискрецию административного законодательства, делает нормы более четкими, а санкции более жесткими. Сейчас, например, КоАП РФ не предусматривает отдельную санкцию за нарушения требований к эксплуатации шин и колес. Так, частью 1 статьи 12.5 использование расслоившейся или изношенной «лысой» шины приравнено к таким нарушениям, как неработающий звуковой сигнал или отсутствие аптечки. Что является очевидной глупостью и пробелом в законодательстве, ведь последствия таких нарушений несоизмеримы». Отметим, в Финляндии четко регламентирована глубина узора для зимних и летних шин, и на границе иногда измеряют протектор, и из-за сезонного несоответствия шин вас могут просто не пустить в страну.
Законопроект о введении штрафа может быть принят Госдумой уже до конца осенней сессии и вступить в силу с 2015 года.
Как показал опрос, организованный интернет-газетой "Водитель Петербурга", жители Петербурга одобряют этот законопроект. 59% проголосовали за необходимость штрафа за "несезонные" шины. 12% отнеслись к этой идее скептически, аргументируя свою позицию тем, что "это все равно не поможет".