Российские чиновники рассматривают возможность ограничить или вовсе запретить транзитные полеты европейских авиакомпаний из Европы в Азию через территорию России.
Об этом сегодня пишут "Ведомости" со ссылкой на несколько источников. По словам одного из собеседников издания, разговоры о возможном ограничении транзита для европейских перевозчиков начались вскоре после первых санкций против России со стороны ЕС. Но последние события – остановка "Добролета" и штрафы, которые наложила Украина на российские авиакомпании за полеты в Крым, – требуют ответа, сказал он.
Решение должно принять правительство, сейчас идут консультации на уровне минтранса и МИДа, говорит собеседник "Ведомостей". Представители обоих министерств от официальных комментариев пока отказались.
Решение еще не принято, подчеркнул высокопоставленный федеральный чиновник. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова сказала, что в аппарат правительства "подобных предложений от ведомств не поступало". Но человек, близкий к МИДу, заверил, что "любые недружественные меры ЕС, в том числе в области воздушных перевозок, будут изучаться и без ответа не останутся".
Для полетов из Европы в Азию авиакомпании используют самый короткий маршрут – транссибирский и платят за это деньги "Аэрофлоту". В начале 1970-х годов иностранные авиакомпании на многое готовы были пойти, лишь бы СССР открыл им коридор, рассказывал журналу SmartMoney руководитель Росавиации Александр Нерадько: таким образом они смогли бы сократить маршрут на 4 тыс. км и экономить до 30 тыс. долларов на каждом рейсе.
При этом иностранные перевозчики сами предложили дать им возможность пользоваться транссибирским маршрутом за деньги. Бенефициаром сделки стало тогда единственное авиапредприятие страны – "Аэрофлот". После распада СССР система транссибирских платежей сохранилась, и деньги по-прежнему получал "Аэрофлот". Сборы могли достигать $500 млн. Но большую часть средств "Аэрофлот", как правило, направлял на нужды авиации. В настоящий момент, по словам человека, близкого к совету директоров "Аэрофлота", авиакомпания получает от иностранных перевозчиков не более $300 млн в год.
Крупнейшие плательщики – Lufthansa, British Airways, Air France. Lufthansa в курсе проблемы и обеспокоена возможными убытками, которые оцениваются более чем в 1 млрд евро за три месяца санкций, утверждает человек, близкий к контрагенту крупных европейских авиакомпаний.
Источник: ИТАР-ТАСС