Более 32 млн рублей взыскали с петербургского ООО «Конструктор» – скандального производителя эскалаторов для метрополитена. Такое решение принял арбитражный суд.
Конфликт разгорелся вокруг эскалаторов марки «ЭТХ», сконструированных инженером Виктором Христичем и названных в его честь («Эскалатор тоннельный Христича»). Первый опытный экземпляр такой машины был изготовлен в 2002 году на киевском заводе «Большевик», но, будучи установленным на одной из станций метро столицы Украины, проработал всего несколько дней. Такие же эскалаторы, собранные на дочернем предприятии ОАО «Кировский завод» – компании «Универсалмаш», – в 2008 году смонтировали на пересадочном узле станций «Садовая» – «Спасская» петербургской подземки. В итоге открытие станции было отложено на три месяца, а из-за частых поломок уже через год метрополитен вновь ввел особый режим эксплуатации и закрыл «супермашины Христича» на ремонт. Покупать такие же эскалаторы для станций «Нарвская» и «Международная» Северная столица не захотела.
Однако ООО «Конструктор», возглавляемому сыном Виктора Хрустича и зарегистрированному по адресу «Кировского завода», удалось заключить контакт на поставку трех эскалаторов ЭТХ-7.2 для станции мелкого заложения «Горьковская» Нижегородского метрополитена. Договор предусматривал двухгодичный гарантийный срок. Но, как и в Санкт-Петербурге, только один из эскалаторов за первые четыре с половиной месяца эксплуатации останавливался 36 раз. Такая практика вынудила покупателя – ОАО «Мостотрест» – отказаться от ненадежного оборудования, демонтировать его и потребовать от ООО «Конструктор» возврата уплаченных 32 млн рублей.
В ходе проведенной проверки выяснилось, что проданные эскалаторы вообще не имели разрешения Ростехнадзора. Предъявленный поставщиком документ был выдан не ООО «Конструктор», а другому предприятию и на другой объект. Проведенная техническая экспертиза также установила, что в тормозную систему машины производитель внес несогласованные изменения, а «конструктивные решения, качество изготовления и монтажа не обеспечивают стабильную работу и требуемый уровень безопасной эксплуатации». Более того, ЗАО «Завод «Универсалмаш» заявил, что не выдавал Виктору Константиновичу Христичу доверенности на изготовление, ввод в эксплуатацию эскалатора, а также не заключал никаких договоров с ООО «Конструктор».
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в который обратилось ОАО «Мостотрест», полностью поддержал его требование и взыскал с компании Дениса Христича уплаченную за некачественный эскалатор сумму. К такому же выводу пришел и Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, отклонивший все доводы ООО «Конструктор». Решение вступило в законную силу.
Правда, получить требуемую сумму нижегородской компании вряд ли удастся: еще в сентябре Христич-младший принял решение о ликвидации своей фирмы, а 7 февраля арбитражный суд признал ее банкротом. Сумма только признанных на тот момент долгов превышала 60 млн рублей, еще 58 млн потребовал с предприятия сына сам конструктор «суперэскалаторов» – Виктор Христич.