Импортные автомобили не должны закупаться для государственных и муниципальных нужд. С такой инициативой выступило министерство промышленности и торговли РФ.
Вступающий в силу с 1 января 2014 года закон о контрактной системе делегирует правительству России право вводить запрет на допуск отдельных видов товаров при размещении госзаказов. При этом импортной признается продукция из стран, не входящих в Таможенный союз (России, Республики Беларусь и Казахстана).
В предложенный чиновниками Минпромторга «черный список» включены легковые и грузовые автомобили, дорожные тягачи для полуприцепов, автобусы, троллейбусы, а также специальные автомобили. К последним относится пожарная и коммунальная техника (в том числе мусоровозы, снегопогрузчики, поливомоечные машины, илососы, ассенизаторы и прочие), специализированные автоцистерны и автофургоны (для почты, мастерских, клубов, медицинской службы, автолавки и другие), катафалки, лесовозы, автоподъемники и так далее.
В то же время подчеркивается, что отечественными признаются товары, не только полностью произведенные в России и странах-партнерах, но и подвергнутые на их территории достаточной переработке. Таким образом, в случае принятия предложенных мер для государственных нужд можно будет закупать, в частности, собранные на расположенных в окрестностях Северной столицы заводах автомобили марок Ford, Nissan, Hyundai, Chevrolet, Opel и другие.
Напомним, что в 2009 и 2010 годах в качестве антикризисных мер государственным заказчикам было разрешено закупать автомобильную и дорожно-строительную технику у отечественных производителей без проведения торгов и иных конкурсных процедур.
Первым с патриотической идеей пересадить чиновников на отечественные «Волги» в 1997 году выступил вице-премьер Борис Немцов, пришедший в правительство России с поста губернатора Нижегородской области (в которой расположен «Горьковский автозавод»).