Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Дешевого бензина не дождемся

Дешевого бензина не дождемся

135

Нефтяные котировки на мировых биржах снижаются уже несколько месяцев подряд, но цены на АЗС остаются неизменными. По мнению Федеральной антимонопольной службы, это результат крайне низкой конкуренции на оптовом рынке бензина и дизтоплива в стране. Исследование антимонопольщиков выявило, что в руках крупных игроков сосредоточено более 70% рынка.

ФАС России опубликовала аналитический отчет об оптовом рынке бензина и дизельного топлива. «Америку» антимонопольщики не открыли: подтвердился давно известный всем факт: крупные нефтяные компании – ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКойл», ОАО АНК «Башнефть», ОАО НК «Роснефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» – занимают доминирующее положение и оказывают огромное влияние на ценовую политику в отрасли.

Плачевнее всего ситуация сложилась на рынке бензина. Тут, по данным ФАС, перечисленные игроки занимают 90,01%, тогда как остальным участникам отводится 9,99%. Эта величина примерно равна участию только одной из вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Каждая из них по отдельности занимает более 8% рынка.

Остальным компаниям доступ на оптовый рынок нефтепродуктов фактически заказан. Как отмечает ведомство, выйти в эту сферу новой структуре сложно из-за большого объема инвестиций, которые не всегда экономически оправданы.

Но и тем, кто уже работает в нефтеперерабатывающей сфере, все труднее удержаться на своем месте. В ФАС подчеркивают, что ВИНКи, пользуясь своим доминирующим положением, регулируют объем нефти, попадающей на переработку, что способно в конечном счете влиять на цену производимого продукта.

На рынке дизтоплива ситуация аналогичная. ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКойл», ОАО НК «Роснефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» удерживают 78,39% рынка. Независимым поставщикам остается лишь 21,61%.

В ФАС отмечают, что концентрация на оптовом рынке нефтепродуктов остается высокой, а положение ВИНКов — доминирующим. В дальнейшем при рассмотрении дел о защите конкуренции это обстоятельство будет учитываться, – обещают в ведомстве.

Напомним, что ФАС нередко возбуждает дела в отношении интегрированных компаний из-за сговоров, которые ведут к повышению цен на бензин и дизельное топливо. За последние три года ведомство выписало ВИНКам штрафов на общую сумму 20 миллиардов рублей.

Однако проблемы это так и не решило. Как отмечают в Нефтяном клубе Петербурга, большая часть топливного рынка города и области сосредоточена в руках вертикально интегрированных компаний. Но если на оптовом рынке их преимущество бесспорно, то на розничном пока позиции равны. В Петербурге на рознице работают свыше 10 независимых операторов. Им принадлежит около 50% АЗС.

«Для того, чтобы сохранить это положение, нужно разделить ВИНКи на оптовые и розничные компании. Если розничные подразделения этих компаний будут конкурировать на рынке за топливо вместе с независимыми АЗС, то это положительно скажется и на формировании цен, и на качестве продуктов», – сообщил «Фонтанке» источник в одной из независимых топливных компаний Петербурга.

Сейчас же, по мнению небольших операторов заправочных станций в Петербурге, ВИНКи зачастую занимаются выдавливанием их с рынка посредством создания локального дефицита топлива.

В течение последних трех лет крупные компании создают дефицит на оптовом рынке, мотивируя его снижением объемов нефтепродуктов из-за профилактики на НПЗ. Нехватка бензинов и дизеля отзывается резким скачком цен на опте, что в итоге влечет к увеличению стоимости заправки на независимых АЗС. Сами же ВИНКи снабжают свои станции топливом по более дешевой цене, привлекая клиентов.

И судя по отчету ФАС, ситуация принципиально не меняется. А значит, и ждать дешевого бензина даже при более доступной нефти не стоит.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях