Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Твой блог прочтет Бастрыкин

Твой блог прочтет Бастрыкин

460
kommersant.ru

Следственный комитет всерьёз озаботился, что о нём говорят, пишут и думают: ведомство намерено отслеживать блогосферу, социальные сети и прессу, чтобы оперативно улавливать "тренды". И, видимо, как-то на них реагировать. Это следует из документации к тендеру, объявленному на днях ведомством Александра Бастрыкина. Свою правоохранительную функцию СК, судя по заявленным целям анализа, главной больше не считает.

"Оказание услуг по обеспечению доступа к автоматизированной информационной системе мониторинга и прогнозирования противоправных действий на основе информации из социальных сетей, блогосферы, а также средств массовой информации…
с целью определения уровня угроз по каждому типу тяжких преступлений" – таков предмет тендера, объявленного на днях Следственным комитетом. Правоохранительное ведомство ищет компанию, готовую проводить для него детальный анализ публичного пространства – с формированием "итоговых отчётов по трендам" и сортировкой пользователей по полу и возрасту.

Тендер, который объявило ведомство Быстрыкина, уже заинтересовал самих героев блогосферы - первым на него отреагировал известный блогер teh-nomad.

– Такие услуги давным-давно существуют в коммерческом секторе, – рассуждает в разговоре с корреспондентом "Фонтанки" другой блогер, один из отцов Рунета Антон Носик. – Их заказывают пиар-службы крупных компаний, чтобы работать с общественным мнением.

Вот и Следственный комитет, судя по всему, тоже решил работать с общественным мнением. Это самые частые словосочетания в конкурсной документации: "общественное мнение" и "деятельность заказчика" (то есть самого СК). Зато слова "противоправные действия" и "тяжкие преступления" после заголовка в тексте почти не встречаются. А если они и упоминаются, так тоже в связи с общественным мнением.

Следственный комитет, он же – заказчик, хотел бы проводить "постоянный мониторинг общественного мнения, складывающегося на основании медийных событий, связанных с заказчиком или его деятельностью, на основе публикаций пользователей в социальных сетях". Ему необходим "анализ медиаполя заказчика, с целью последующего выявления уровня и характера социальной напряженности". Он намерен "производить сбор информации, появляющейся во всех значимых открытых и закрытых источниках, и многоаспектную лингвистическую и статистическую обработку". Цель – "выявление сообщений и событий, связанных с заказчиком и его деятельностью". И лишь в одном пункте значится: "повысить оперативность обнаружения и реагирования на негативные информационные поводы… с целью своевременного реагирования на выявленные планируемые или совершённые правонарушения".

Информационная система, как её видят в СК, должна позволить решать задачи по "мониторингу общественного мнения в социальных медиа" и "формированию оперативных отчётов о заказчике и его деятельности". От неё же в СК хотели бы одновременно получать и "консалтинг по вопросам проведения информационной и разъяснительной работы". Применительно к компаниям, которым необходимо заботиться о своём имидже, такой "консалтинг по разъяснительной работе" называется пиаром.

Правоохранительное ведомство хочет проводить исследования: как записи в соцсетях влияют "на общественное мнение по каждому типу тяжких преступлений". То есть речь идёт не о самих по себе преступлениях, а о том, что напишут блогеры о следствии. Причём, как сказано в техзадании, не только по-русски, но ещё по-английски и по-немецки. Что до авторов сообщений, то их надлежит сортировать по полу и возрасту.

Система, как она описана в техзадании, должна быть снабжена подсистемой, которую просят ориентировать на "сообщения о правонарушениях". Но не на сами по себе сообщения, а на "обращения к заказчику" (то есть – к СК). С расчётом "количества и значимости сообщений".

Следственный комитет хотел бы иметь возможность анализировать "более 15 000 СМИ; более 8500 интернет-изданий; более 182 теле- и радиоканалов; более 500 информационных агентств". Что касается соцсетей, то они перечислены поимённо: "ВКонтакте", Facebook, Twitter, Livejournal, "Одноклассники", "Мой мир", Youtube, RuTube, Smotri, Instagram, Foursquare. Чтобы система ими не ограничивалась, в задании сказано: "дополнительные социальные площадки могут подключаться к мониторингу по желанию заказчика". Ведь в любой момент могут появиться новые "враги" взамен известных фейсбуков и твиттеров.

Отдельно заказчик отмечает, что система должна проверять высказывания на предмет "аффилированности автора с различными действующими на территории Российской Федерации юридическими лицами". Если "аффилированность автора" обнаружена, программа должна обеспечивать "возможность подтверждения этого факта данными… из ЕГРЮЛ".

Дополнительно просят в системе предусмотреть такие возможности: "скрыть прочитанные документы; просмотреть оригинал документа; изменить оценку тональности документа; удалить документ; получить информацию об авторе документа". От кого скрыть, где изменить и откуда удалить – не сказано.

– Если бы это нужно было для их правоохранительных целей, если бы они хотели искать, например, преступления по статьям об экстремизме, об оскорблении религиозных чувств, когда эта статья заработает, то это было бы как-то объяснимо, – считает адвокат Марк Фейгин. – Но я боюсь, что после множества скандалов с уголовными делами – тем же делом Навального, после эпистолярной активности Маркина, они решили взяться за рихтовку своего имиджа. СК пытается понизить отрицательный эффект от своей деятельности. Он всё больше приобретает функции органа, который не столько занимается следствием, сколько становится политическим институтом. И тогда, конечно, ему нужны мониторинги, которые выявляли бы опасные тенденции в медиапространстве! Чтобы выстраивать свою политическую линию. И боюсь, что конкурсом на проведение мониторинга медиапространства дело не ограничится.

Впрочем, результаты мониторинга действительно могут быть использованы по профилю СК – для возбуждения уголовных дел. Вопрос только в том, что это будут за дела, если кому-то из "аналитиков" не понравится контекст, в котором блогер употребил имя представителя заказчика. Или того хуже – однокурсника главы СК.

Добавим, что мониторинг будет проводиться за счёт бюджетных средств. Максимальная цена вопроса – 1,2 миллиона рублей за полугодовую подписку. Как объяснили "Фонтанке" эксперты этого рынка, цена вполне приемлемая, не завышенная и не заниженная. В конкурсной документации приведено обоснование суммы: среднее арифметическое от стоимости услуг трёх известных заказчику фирм, оказывающих услуги по мониторингу медиапространства. Фирмы перечислены.

Следственный комитет не смог дать"Фонтанке" оперативный комментарий. Информации о том, поступают ли уже заявки на тендер, тоже не предоставили.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях