Осужденный за преднамеренное убийство смог добиться компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Решение об этом принял Верховный суд России.
Уголовное дело в отношении Игоря А. было возбуждено еще в 1997 году. Тогда же он и ряд свидетелей дали показания, позже подозреваемому было предъявлено обвинение в преднамеренном убийстве и разбое (статьям 105 и 162 Уголовного кодекса РФ). В качестве меры пресечения суд избрал содержание под стражей.
Следственные органы объявили обвиняемого в розыск, хотя на самом деле не могли не знать о его местонахождении: сначала Игорь А. отбывал наказание за ранее совершенное преступление, а после условно-досрочного освобождения – проживал дома. О приостановленном уголовном деле вспомнили только в 2011 году. Служители Фемиды сочли вину обвиняемого доказанной и приговорили его к десяти годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Тогда осужденный потребовал компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Ведь с момента возбуждения дела (начала уголовного преследования) до направления дела в суд прошло больше пятнадцати лет. При этом Игорь А. указывал, что ни за одну задержку он ответственности не несет, так как не уклонялся от следственных и судебных действий, не создавал препятствий органам предварительного следствия и суду, не злоупотреблял своими правами и т.д. Еще почти пять месяцев длилось само судебное разбирательство, хотя в нем рассматривался только один эпизод по совершенному одним обвиняемым преступлению.
Верховный суд России поддержал доводы осужденного. Служители Фемиды пришли к выводу, что в течение длительного времени никаких процессуальных действий по уголовному делу, включая розыскные мероприятия, не производилось: «На стадии досудебного производства органами предварительного расследования было допущено нарушение требования разумного срока, предусмотренного ... Конвенцией о защите прав человека и основных свобод», – констатировала судья Валентина Емышева.
Также недопустимым она признала и срок рассмотрения дела самим судом: «Учитывая ... небольшой объем дела, его сложность, поведение заявителя, действия органов предварительного следствия, суд считает продолжительность рассмотрения дела чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока». В качестве компенсации Игорь А. получит за счет федерального бюджета 80 тысяч рублей. Верховный суд России обязал Минфин перечислить эту сумму на счет осужденного в исправительном учреждении, в котором он отбывает наказание. Решение вступило в законную силу.
Напомним, что федеральный закон, принятый в 2010 году и предусматривающий выплату компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, призван был предупредить многочисленные жалобы россиян в Страсбург. В то же время он не содержит ни четкой процедуры определения самого разумного срока, ни формулы для расчета компенсации. Поэтому в подавляющем большинстве случаев суды отклоняют требования по много лет ждавших решений граждан. Например, компенсацию не смог получить проходящий по делу банды Воеводина Павел Гусев, который провел под стражей больше пяти лет, но в результате был признан невиновным.