Появление польских низкопольных трамваев на улицах Петербурга пока откладывается. Представитель завода Pesa, добившись через ФАС пересмотра итогов тендера на поставку составов за 1,1 млрд, при повторном аукционе даже не стал торговаться. Победителем стал Усть-Катавский вагоностроительный завод. Однако от планов по организации в городе собственного производства Pesa не отказывается.
Польское вагоностроительное предприятие Pesa впервые заявило о себе на петербургском рынке в январе, когда через своего российского дилера «ТрансМашГрупп» изъявило желание участвовать в тендере комитета по транспорту на поставку 20 трехсекционных трамваев за 1,1 млрд рублей. Однако принять участие в торгах заморский гость не смог: конкурсная комиссия отказала Pesa в доступе, так как заявленный трамвай не производится в России и, соответственно, не был принят отечественной приемочной комиссией. Победителем в итоге стал единственный участник – Усть-Катавский вагоностроительный завод из Челябинской области, который в 2012 году уже поставил Петербургу 6 трехсекционных трамваев.
Однако поляки не согласились с этим решением. «ТрансМашГрупп» подала жалобу в ФАС, в которой указала, что страной происхождения товара официально будет являться Россия, а протокол о приемочных испытаниях трамвайных вагонов в РФ будет передаваться заказчику вместе с трамваями, как это прописано в соответствующем ГОСТе. В итоге антимонопольная служба приняла точку зрения несогласной стороны и предписала провести новый тендер.
Аукцион прошел утром 25 февраля. Как стало известно «Фонтанке», «ТрансМашГрупп» в итоге даже не стал торговаться, и теперь контракт, если заказчик не найдет формальных ошибок в заявке, будет заключен с единственным участником, снизившим цену на незначительные 5 млн руб. Его заявка пока зашифрована, однако, скорее всего, это все тот же Усть-Катавский вагоностроительный завод.
В Pesa утверждают, что не стали участвовать в аукционе по принципиальным соображениям, так как та модель, которая указана в техническом задании, – это «вчерашний день». В частности, документацией предусмотрена возможность поставки трамвая с 70-процентной низкопольной частью (соответствует модели из Усть-Катава), в то время как Pesa и большинство зарубежных компаний давно делают составы со 100-процентно низким полом. Однако, как заявила руководитель отдела маркетинга Восточной Европы Pesa Ольга Сычева, предприятие готово участвовать в дальнейших тендерах Смольного – при условии, если речь будет идти о вагонах со 100-процентным уровнем низкого пола.
В комитете по транспорту сообщили, что пока планов по объявлению еще одного тендера на поставку трамваев нет, так как все средства, предусмотренные на эти цели в бюджете 2013 года, уже освоены. Однако конкурс могут провести на федеральные деньги, если они появятся. Отметим также, что теоретически у ведомства есть возможность перебросить на трамваи деньги с других нужд, тем более что как раз сейчас комитеты готовят свои предложения для внесения изменений в текущий бюджет.
В любом случае, как говорят в Pesa, компания не отказывается от намерения открыть в Петербурге свое производство, так как для выхода на российский рынок ей нужна своя площадка. Выбор нашего города поляки аргументируют следующим: во-первых, по морю у него есть прямая связь с Гданьском, недалеко от которого, в небольшом городе Быдгощ на северо-западе Польши, расположена Pesa. Во-вторых, большинство местных поставщиков, которые обеспечат продукции завода необходимую минимальную локализацию в 40%, расположены в нашем регионе или вблизи него.
Так, поставщиком электрооборудования может стать петербургское предприятие «Чергос», сидений – питерское «ТСТ», стекол – «Мосавтостекло». Однако основную часть трамвая – кузова и тележки – на первых порах будут привозить из Польши. Пока Pesa достигла договоренности с московской группой «Русэлпром», что производство будет развернуто на Ленинградском электромашиностроительном заводе в промзоне Металлострой (предприятие принадлежит «Русэлпрому»). Впрочем, как говорят наблюдатели, не исключено, что поляки выберут другу площадку: на ЛЭЗе в настоящее время введена процедура наблюдения.
Отметим еще один немаловажный факт: сейчас большие трудности испытывает старейший городской завод «Вагонмаш» и входящий в его структуру Петербургский трамвайно-механический завод. Так, Вагонмаш срывает контракты на поставку вагонов метро и трамваев, на предприятии с задержками выплачивается зарплата. В таких условиях Pesa получает хороший источник квалифицированных инженеров и рабочих, которые, возможно, захотят перейти на местную площадку польского предприятия.
Объем инвестиций в развертывание производства и получения необходимых лицензий в Pesa не раскрывают, но, по оценке экспертов, они могут составить 20–30 млн евро. Что касается конкретной марки трамвая, то в Петербурга польское предприятие может поставлять модификацию состава Swing. Аналогичный трамвай, кстати, в настоящее время курсирует по улицам Калининграда: он был приобретен местными властями, чтобы проверить его возможности и сравнить с другими современными трамваями.
Swing стоит около 60 млн рублей, трамвай от Усть-Катавского завода – около 50–55 млн рублей. Помимо разницы в проценте низкого пола Swing чуть пошире, а также в плане эксплуатации, по оценке специалистов, является более современным, нежели его российский аналог. Другой вопрос, насколько реальными окажутся планы по запуску собственной площадки Pesa в Петербурге. Пока планируется, что это произойдет в 2013 году, но для этого нужно сначала получить хоть один контракт. Пока же Усть-Катавский завод начнет поставку 20 трехсекционников за 1,1 млрд и хоть как-то обновит морально устаревший парк трамваев Горэлектротранса.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»
С середины XIX века и до начала XXI польский завод Pesa специализировалcя на ремонте и производстве железнодорожной техники, в первую очередь локомотивов. Однако затем линейка товаров была расширена за счет низкопольных трамваев. В 2009 году Pesa выиграла конкурс на поставку 186 трамваев для Варшавы. 35 составов предприятие сделало для Гданьска, 9 – для венгерского Сегеда, 12 – для румынского Клужа.