Сотрудники некоторых налоговых инспекций Санкт-Петербурга требуют от представителей компаний предоставлять отчетность исключительно в электронном виде или на «машиночитаемых» бланках, сообщают читатели «Фонтанки».
Так, по словам Романа Колосова, в инспекции №7 (Адмиралтейский, бывший Октябрьский, район) отказ принять отчетность без специальных штрих-кодов объясняют устным указанием из управления Федеральной налоговой службы (УФНС).
«Законодательством четко предусмотрено право сдавать бухгалтерскую отчетность на бумажных носителях по формам, утвержденным Минфином, а термина «машиночитаемые бланки» в Налоговом кодексе РФ вообще нет», – негодует Роман Колосов.
Специальные (так называемые машиноориентированные) бланки бухгалтерской отчетности со штрих-кодами и иными облегчающими компьютерную обработку документа реквизитами размещены на сайте налоговой службы, но эксперты считают их не более чем рекомендованными.
«Организации обязаны сдавать отчетность по формам, утвержденным Министерством финансов РФ, в них никаких штрих-кодов нет, – поясняет Алексей Куликов, управляющий партнер Агентства налоговых поверенных. – Поэтому налоговая инспекция не вправе отказаться ее принимать. В то же время я бы рекомендовал представителю компании просто дойти до ближайшего почтового отделения и отправить отчетность ценным письмом с описью вложения».
В пресс-службе УФНС журналисту «Фонтанки» отказались пояснить ситуацию.
Напомним, что с этого года вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность должны также и все применяющие упрощенную систему малые предприятия, ранее освобожденные от этой обязанности. Налоговая служба уже много лет настоятельно рекомендует компаниям и предпринимателям отправлять документы в электронном виде, а для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых превышает сто человек, применение такой системы является обязательным. В то же время за использование необходимых специальных программных средств и сервисов (квалифицированной электронной подписи и т.д.) нужно заплатить от 2 до 15 тысяч рублей в год.