В сфере защиты детей в Финляндии необходимы «долгосрочные и всеобъемлющие реформы», - сообщается в опубликованном министерством социальных дел и здравоохранения докладе рабочей группы, исследовавшей недочеты в работе органов соцопеки.
В докладе отмечается, что поставленные законом 2008 года цели (выявление семейных проблем на ранней стадии и направленность на нужды конкретных детей) не достигнуты. «Нагрузка на приемные семьи продолжает расти, и на обеспечение альтернативного ухода нужно направлять новые ресурсы», - заявляют специалисты.
С конца 1990-х годов в Финляндии растет число клиентов социальной службы среди подростков в возрасте от 13 до 17 лет. В 2011 году каждый десятый подросток 16 - 17 лет попадал в поле зрения соцработников.
Расходы службы защиты детей по всей стране в 2011 году составили около 620 миллионов евро. Рост наблюдается по статьям, связанным с содержанием детей в приемных семьях: за период с 2007-го по 2011 год выделяемые на поддержку этого суммы выросли со 185,5 миллиона евро до 236,4 миллиона. При этом систематический сбор сведений об опеке над детьми в целом по стране не производится, и статистика в основном учитывает данные по шести крупным муниципалитетам – Хельсинки, Эспоо, Тампере, Вантаа,Турку и Оулу.
Среди недостатков, на которые указывают эксперты, - то, что функции по защите детей и обслуживанию семей сейчас распределены по разным секторам, управлениям, коммунам и отделам. «В целом меры по координации, оценке и развитию, возможно, были недостаточными». Недостаточной признана и подготовка социальных работников на данный момент.
Серьезной проблемой является нехватка кадров, особенно в небольших муниципалитетах, где организация услуг по семейному обслуживанию, по оценке рабочей группы минсоцздрава, «уязвима». В 75 процентах коммун в Восточной Финляндии ситуация такова, что сотрудников по защите детей здесь всего по три на муниципалитет или даже меньше (на муниципалитет приходится в среднем около 6 тысяч жителей). В девяти населенных пунктах этого региона соцработников, специализирующихся на защите детей, нет вообще.
Недостатки найдены и в системе анализа работы социальных служб: исследования по защите детей разрозненны, не изучены организация защиты детей и эффективность методов, также не делалось систематического мониторинга исследований в этой сфере, проводимых в других странах. Статистика по этой теме недостаточна и фокусируется лишь на отдельных проблемах. Общенациональной статистики отчетов не ведется.
Предложения рабочей группы в первую очередь состоят в том, чтобы улучшить обмен информацией между должностными лицами и унифицировать работу органов соцопеки, а также направить дополнительные ресурсы для решения кадровых проблем.
Доклад передан на рассмотрение министру Гузениной-Ричардсон.