В результате действий сотрудников экономической полиции Выборгского района Петербурга, которые декларировали борьбу с игорным бизнесом, лотерейная компания может разбогатеть почти на миллион рублей, избежав уплаты двухмесячного долга за аренду помещения. Жалоба оппонента лотерейщиков в коммерческом споре на действия полиции принесла обратный результат: после получения в свой адрес представления прокурора полицейские фактически парализовали работу предприятия, изъяв все компьютеры с якобы контрафактным программным обеспечением, отказываясь смотреть на доказывающие обратное сертификаты.
Первый визит сотрудников Выборгского районного отдела по экономической безопасности и противодействию коррупции в Торговый дом «Орби» на проспекте Энгельса состоялся 30 августа 2012 года. Как рассказывают сотрудники фирмы, войдя в офис под видом доставщиков питьевой воды, мужчины, представившиеся оперуполномоченными Быковым и Серым, по-хозяйски стали просматривать лежащие на столах документы. «Поступило заявление, от гражданина Васильева. Он сообщает, что ваша фирма участвует в организации нелегального игорного бизнеса».
Слова о том, что «Орби» занимается исключительно сдачей помещений в аренду, остались без внимания. Осмотрев стол менеджера, отвечавшего за договоры, оперуполномоченный выцепил документацию, касающуюся арендных отношений с фирмой, занимающейся организацией лотерей, добавил к ним договоры с одним из банков, после чего зачем-то кадровую документацию. Как говорят сотрудники «Орби», было заметно, что, обнаружив договоры с лотерейщиками, полицейские сочли свою задачу выполненной и свернули мероприятия.
Отобранные документы попросту свалили в картонную коробку и упаковали с помощью липкой ленты. Призывы юриста компании, к тому времени прибывшего на «осмотр места происшествия», дать возможность изготовить копии изымаемых документов, составить их опись или, на худой конец, опечатать коробку остались неудовлетворёнными. Так же, как не помогли звонки в районное УМВД и в прокуратуру. Пришел только участковый, но с парнями из оперативного подразделения спорить не стал. ОЭБиПК уехал, не оставив на память о своем посещении никакой бумаги и не попрощавшись. Перечень увезённых документов удалось восстановить только в результате инвентаризации.
Генеральный директор «Орби» Оксана Владыченко в недоумении: «Наша фирма передает в аренду нежилые помещения для коммерческого использования. Как правило, наши клиенты — это отделения банков, кафе, магазины, салоны красоты. Был у нас один договор с фирмой, организующей лотереи, они утверждали, что с лицензией у них всё в порядке. Правда, они арендовали у нас помещение всего в течение двух месяцев, никакой деятельности ещё не вели — делали ремонт, завозили мебель. Незадолго перед визитом полиции они сообщили, что у них проблемы с лицензией и они съезжают, при этом за два месяца аренды не заплатили. Я рассматривала возможность взыскать задолженность через суд, но как это сделать теперь, не знаю — все оригиналы договоров, на основании которых мы могли выставить финансовые требования, пропали в ОЭБиПК. А кто такой Васильев, у нас в фирме никто не знает».
Возмутившись действиями полиции и поняв, что двухмесячную арендную плату, размер которой составляет немногим меньше миллиона рублей, без подтверждающих документов придётся списать в безвозвратные потери, руководство «Орби» направило письма в ГУ МВД, прокуратуру и управление собственной безопасности. Прокуратура установила: в действиях оперативных сотрудников содержатся нарушения процессуальных норм, эти факты включены в представление, направленное на имя начальника УМВД по Выборгскому району. Дано указание полиции изъятые документы вернуть. Точнее, «решить вопрос о возвращении изъятых в ходе осмотра места происшествия документов».
Вопрос был решен странным способом. 29 октября состоялся второй визит в офис. Те же двое оперативников плюс ещё один, назвавшийся Орловым. На этот раз доставщиками воды не представлялись, вошли, отодвинув сотрудницу офиса (при этом она, по её словам, получила удар локтем в живот и была вынуждена обратиться за медицинской помощью). Причина визита — заявление всё того же неведомого никому в «Орби» гражданина Васильева. На сей раз оперативники были обеспокоены использованием на компьютерах «Орби» нелицензионного программного обеспечения.
Предъявленные сертификаты, коробки и наклейки на системных блоках в легальности софта не убедили: «Мы не специалисты». После дискуссии, в результате которой директору не дали возможности внести в протокол осмотра свои замечания и дополнения, компьютеры были вынесены. Несмотря на протесты и требования приложить к составленному полицейскими протоколу копии сертификатов, а также опечатать на системных блоках порты ввода/вывода информации.
Документы, изъятые во время первого осмотра, вернули на следующий день после второго. По какой-то, видимо, случайности в коробке были договоры с банками, договоры с другими арендаторами, были кадровые документы, но вот договоров аренды с лотерейной фирмой не было. Вопросы оказалось задать тоже некому, оперативники, участвовавшие в осмотре, мастерски избегали встречи с директором «Орби» в коридорах УМВД.
«В настоящее время мы не знаем, как нам востребовать почти миллион рублей, которые фирма—организатор лотерей задолжала нам за аренду помещения. Договоры, на основании которых мы могли бы обратиться в суд, были изъяты полицией и нам возвращены не были. Никаких объяснений этому факту полиция не дает», - говорит Оксана Владыченко. «Обжалование действий полиции принесло результат, скорее, отрицательный. Вместо того, чтобы по требованию прокуратуры вернуть нам изъятые документы, сотрудники Выборгского УМВД изъяли у нас ещё и компьютеры, несмотря на то, что все лицензии и сертификаты, подтверждающие легальность программного обеспечения, были им предъявлены. Мы, говорят, не специалисты. Теперь фирма вообще лишена возможности нормально работать».
А по результатам рассмотрения заявления гражданина Васильева было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом, якобы предполагая, что «Орби» занимается нелегальной деятельности, сотрудники полиции не увидели необходимости задать ни одного вопроса сотрудникам и руководителям фирмы.
Денис Коротков,
«Фонтанка.ру»