Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Открытое письмо Министру культуры РФ Мединскому В.Р.

Министру культуры РФ Мединскому В.Р.

1 198

Настоящее обращение продиктовано тем, что неоднократные обращения к администрации театра и лично маэстро Гергиеву В.А. оказались безрезультатными, считаем необходимым сообщить о ситуации, которая сложилась в подведомственном Министерству культуры учреждении - ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр».

Первичная профсоюзная организация

цеха балета ФГБУК

«Государственный

академический Мариинский театр»

Министерство культуры#migratePortalSpaceInjector#

Российской Федерации

190000, Россия, Санкт-Петербург,

Театральная пл., д.1

125993, ГСП-3, Москва, Малый

Гнездниковский пер., д. 7/6, стр. 1, 2

Министру культуры РФ

Мединскому В.Р.

Уважаемый Владимир Ростиславович!

Настоящее обращение продиктовано тем, что неоднократные обращения к администрации театра и лично маэстро Гергиеву В.А. оказались безрезультатными, считаем необходимым сообщить о ситуации, которая сложилась в подведомственном министерству культуры учреждении - ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» (выше и далее – «театр»):

  1. В театре нет действующих правил внутреннего трудового распорядка. Существующие правила внутреннего трудового распорядка театра 1977 г. не могут рассматриваться в качестве действующих: в соответствии со ст.130 Кодекса законов о труде Российской Федерации (действовал на дату принятия правил), правила должны были быть утверждены общим собранием (конференцией) работников организации, которое не проводилось. В любом случае многие положения правил безнадежно устарели. Кроме этого, нет в театре и коллективного договора.

  1. График отпусков ежегодно не утверждается, о времени начала отпуска работники не уведомляются под подпись в соответствии со ст.123 ТК РФ; не обеспечивается точный учет сверхурочной работы на каждого работника (ст.99 ТК РФ); вызывает сомнение проведение аттестации рабочих мест (ст.209 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

  1. Артисткам балета отказывают в выплате пособий по беременности и родам в полном объеме, мотивируя тем, что «декретный отпуск не оплачивается» притом,что, например, ФЗ от 29.12.2006 г. № 55-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»указывает на то, что размер пособия по беременности и родам составляет 100% среднего заработка (к которому относится и грант как стимулирующая часть заработной платы). Свою позицию руководство балета не комментирует.

  1. Начиная с 2009 г. грант, выделяемый Президентом РФ, выплачивается артистам балета по «новой системе», утвержденной администрацией. «Новая система» была разработана непосредственно администрацией балета (в состав которой не входят лица, обладающие соответствующим образованием) и введена в цехе балета в качестве «эксперимента». При этом «новая система» оплаты труда применяется только в цехе балета театра.

Система предусматривает оплату лишь «выходов на сцену в спектаклях», которые оцениваются «Действующими базовыми ставками оценки партий текущего репертуара в зависимости от сложности партии для расчета вознаграждений из средств гранта Президента РФ» (далее – «документ о базовых ставках»), а начисление гранта производится на основании приказов о начислении, увеличении, уменьшении или снятии гранта (п.9 Положения «О порядке выплаты гранта Президента РФ художественно-руководящему и артистическому персоналу ФГУК «Государственный академический Мариинский театр», утв. приказом театра №743 от 26.11.2009 г.). Указанные документы предполагают, что каждый «выход на сцену в спектаклях» оценен в базовых ставках (которые не всегда могут соответствовать их сложности!). Документ о базовых ставках совершенно не учитывает подготовительную (репетиционную) работу, которая может длиться несколько месяцев, особенно в ситуации с новыми постановками.

С начала применения «новой системы» за непосещение урока была объявлена ставка в размере 500 руб. за каждый пропущенный урок, теперь же сообщается уже о ставке в размере 1000 руб. за урок, что по сути является установлением системы штрафов.

Действующей (актуальной редакции) документа о базовых ставках в свободном доступе нет, а с приказами о начислении, увеличении, уменьшении или снятии гранта артисты балета ознакомлены не были. На коллективный запрос профбюро и коллектива балета от 25.12.2012 г., вх. П-197 о предоставлении «документа о базовых ставках» в действующей редакции, а также копий приказов, на основании которых производилось начисление гранта за период с ноября 2009 г. по апрель 2012 г., администрация ответила молчанием (копия обращения – Приложение 1). Документ о базовых ставках утратил силу в 2011 г.

Кроме того, сложилась практика, согласно которой уже с начисленных базовых ставок удерживаются от 10% до 30% еще до выхода артистов на сцену без объяснения причин и приказов, с которыми артистов и так не знакомят. На вопрос, почему так происходит, был получен ответ: «…так легче считать»! Учет «выходов на сцену в спектаклях» на протяжении вот уже трех лет ведет не бухгалтерия, а помощник заведующего балетной труппой – бывшая артистка балета, которая не имеет соответствующего образования, не является работником бухгалтерии, в связи с чем она часто ошибается.

Указанные факты свидетельствуют о «непрозрачности» системы оплаты труда, возможности использования субъективных оценок (симпатий), отсутствии локальных нормативных актов, на основании которых производится начисление гранта. Принимая во внимание, что грант является стимулирующей выплатой – составной частью заработной платы работника, проверка начисления и выплаты средств гранта может показать невыплату заработной платы артистов за период с 2009 по 2012 г.г.

Нематериальный аспект новой системы оплаты труда проявляется и в том, что она порождает зависть и недоброжелательность, подрывает творческую атмосферу в коллективе: артисты, которые по итогам месяца получили вознаграждение в меньшем размере, исполняя одинаковые партии, гадают, чем они хуже своих коллег. Конституция предоставляет работникам равные права, а работодатель должен обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22 Трудового кодекса РФ). Однако новая система оплаты не учитывает это правило.

Из-за существующей в театре системы оплаты труда в труппу не хотят идти работать молодые артисты. Так, в первый год работы, им предлагается заработная плата в размере 15000 руб.

Кроме того, существующая система оплаты труда парализует и разрушает систему преемственности и наставничества в коллективе: опытные актеры отказываются показывать партии (порядок движений) молодым артистам, поскольку заинтересованы в том, чтобы танцевать эти партии самостоятельно, получая за это дополнительные начисления.

Также система оплаты труда используется для «запугивания» артистов, таким образом, являясь «рычагом манипулирования». Как только начинается справедливое возмущение действиями руководства, артисты тут же теряют возможность выходить на сцену, а также лишаются перспективы отправиться на гастроли.

Дополнительной «неприятностью», связанной с системой оплаты труда, является тот факт, что в репертуаре театра уже давно наблюдается тенденция снижения количества балетных спектаклей. Вот некоторые данные по количеству спектаклей за сезон: «Жизель» - 13 спектаклей; «Лебединое озеро» - 9; «Спящая красавица» - 6; «Сильфида» - 6; «Дон-Кихот» - 5; «Баядерка» - 5; «Раймонда» - 2. Многоактных спектаклей в течение месяца проходит немного, в основном это спектакли «малой формы», где заняты 15-20 человек. При подобной организации занятости балетной труппы, которая составляет более 100 человек, невовлеченные в такие постановки артисты фактически лишены как творчества, так и достойного вознаграждения, к установлению которого и был призван учрежденный Президентом РФ грант.

И, наконец, новая система оплаты труда позволяет руководству бесконтрольно использовать средства гранта, включая и его возможное нецелевое использование.

  1. Чрезмерные нагрузки повлекли за собой увеличение количества травм, поскольку новая система оплаты труда стимулирует «количество», а не «качество». При этом имеет место методичное «запугивание» артистов тем, что уйдя на больничный, оформив несчастный случай на производстве, они потеряют весь свой заработок.

  1. Рассмотренная выше ситуация привела к «текучести кадров». За последнее время прославленную труппу покинули многие артисты, причем это не только неизвестные артисты кордебалета, но и звезды с мировым именем, среди которых можно назвать в том числе: Лобухина М.Ю., Сарафанова Л.Д., Образцову Е.В.

Теперь многие из бывших артистов и солистов театра прославляют сцены европейских и американских театров. Многих из них руководство балетной труппы «не видело» в репертуаре Мариинки. Подобная ситуация недопустима!

В качестве причин подобной ситуации, кроме финансовой составляющей, следует также назвать планирование занятости труппы, а также неуважительное обращение с артистами (особенно это относится к помощнику заведующего балетной труппой г-же Бессарабовой Т.В.). Жалобы на ее неуважительное обращение, систематическое унижение достоинства артистов неоднократно поступали администрации, а также лично маэстро Гергиеву В.А. не только от артистов, но и от педагогов-репетиторов. По необъяснимым причинам ситуация не изменилась.

Занятость труппы крайне неравномерна: одни танцуют все, другие – ничего. Многие артисты, хотя постоянно и находятся в зале и повышают свою квалификацию, «не нравятся начальству», поэтому редко выходят на сцену. Последнее имеет два негативных последствия: во-первых, это серьезно сказывается на заработной плате (п.п. 4, 5 настоящего письма), во-вторых, теряется «чувство сцены», уверенность в собственных силах и завтрашнем дне.

Также, напримр, помощник заведующего балетной труппой г-жа БессарабоваТ.В., занимает в спектаклях «своих» артистов, – тех, кто ей нравится. В этой связи в спектаклях заняты одни и те же артисты, другие лишены возможности работать, притом что театр должен предоставить каждому артисту, работающему на трудовом договоре, работу, обусловленную трудовым договором (ст.21 Трудового кодекса РФ).

Сложившаяся сегодня в театре позиция указывает на необходимость изменения политики руководства, а также схемы работы администрации. Маэстро Гергиев В.А. отсутствует в театре более 9 месяцев в году, в связи с чем фактически руководство театром осуществляют его заместители. На личной встрече маэстро сообщил: «…что они за его спиной воруют деньги и вообще весь административный аппарат нужно менять. Огромный театр талантливых артистов, а руководить ими некому».

Как могут артисты работать в подобной обстановке?

Мариинский балет всегда был не только «визитной карточкой» театра, но и всей России в целом. Несмотря на это, атмосфера в театре способствует падению профессионального мастерства артистов и, как следствие, снижению мировой значимости Мариинского балета.

Просим оказать содействие в изменении сложившейся в театре ситуации, выступить посредником между коллективом балета и администрацией с целью возвращения артистам балета творческой атмосферы, возможности достойной работы на сцене великого театра.

В качестве первоочередных считаем необходимыми следующие меры:

  • Принять правила внутреннего трудового распорядка театра (в качестве «шаблона» возможно использование правил, утвержденных Государственным академическим Большим театром России);

  • Измененить существующую системы оплаты труда. Необходимо сделать ее «прозрачной», обязанность учета количества «выходов на сцену» возложить на квалифицированного бухгалтерского работника. Следует установить фиксированный размер выплачиваемого гранта в размере не менее 15 000 руб. в месяц, а в части превышения указанной суммы следует использовать существующую сдельную оплату за каждый «выход на сцену» (возможно использование положительного опыта Государственного академического Большого театра России) (летом 2012 г. на профсоюзном собрании предложение поддержали 79 артистов из 117);

  • Создать в цехе балета творческую коллегию для распределения ролей (летом 2012 г. на профсоюзном собрании предложение поддержали 75 артистов из 117);

  • Подобрать и назначить главного балетмейстера, художественного руководителя, директора балета и их заместителей.

В этой связи в рамках полномочий, предоставленных министерству, просим провести проверку финансово-хозяйственной деятельности театра, а также соответствующие контрольные мероприятия, в случае нарушения трудового законодательства привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности по результатам проверки (п.п. 5.22, 6.8., 10.12 Положения о министерстве культуры РФ, ст.195 Трудового кодекса РФ).

Профбюро цеха балета

ФГБУК «Государственный академический

Мариинский театр»:

Павленко Д.В.

Коньков В.А.

Пыхачов Д.Н.

Загребина И.П

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях