На реформу системы безопасности дорожного движения в ближайшие восемь лет будет выделено почти сто миллиардов рублей. Концепция Федеральной целевой программы (ФЦП), подписанная премьер-министром Дмитрием Медведевым, по расчетам авторов, позволит сохранить 67 тысяч человеческих жизней, в первую очередь – пешеходов.
Чиновники признают, что по сравнению с наиболее развитыми странами Россия остается крайне небезопасной: в расчете на 100 тысяч жителей, в ДТП на наших дорогах гибнет почти в пять раз больше человек, чем, например, в Нидерландах, хотя уровень автомобилизации в ней почти вдвое выше российского. Почти 80% происшествий происходят по вине нарушивших правила. Около трети ДТП влекут тяжелые последствия, большинство из них – наезды на пешеходов, в том числе несовершеннолетних (в год погибает до 10 тысяч молодых россиян).
Общий бюджет новой программы оценивается в 99 миллиардов рублей, из которых только часть готов выделить федеральный бюджет – до 70% необходимых средств правительство РФ предлагает изыскать руководителям субъектов Федерации.
За счет реализации ФЦП к 2020 году планируется существенно снизить уровень дорожно-транспортного травматизма, в том числе обеспечить сохранение жизней 67,6 тысячи человек (то есть каждая из них оценивается в 1,47 млн рублей). Хотя многостраничный документ содержит лишь очень общее описание предлагаемых мер – «повышение культуры на дорогах», «создание в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дороге», «совершенствование и развитие систем подготовки водителей», «улучшение качества контроля за соблюдением водителями и пешеходами требований безопасности» и т. д. В каждом субъекте Федерации планируется создать центры фотовидеофиксации административных правонарушений, сеть детских автогородков, а также оборудовать улично-дорожную сеть устройствами аварийно-вызывной связи.
Чиновники положительно оценивают ранее действовавшую аналогичную программу, благодаря которой число погибших в ДТП снизилось почти на четверть. За пять лет было модернизировано 786 светофорных объектов (в том числе подключены табло обратного отсчета и звуковые сигнализаторы), создана система маршрутного ориентирования, введены в эксплуатацию сто передвижных лабораторий для контроля за состоянием улично-дорожной сети городов, построен учебно-тренировочный комплекс для подготовки спасателей при ликвидации последствий ДТП, заработали 17 детских автогородков и т. п. Казна заплатила за такие новации 24 миллиарда рублей.
Член координационного совета МООА «Свобода выбора» Александр Холодов скептически относится к ФЦП: «Сначала надо проверить выполнение предыдущей программы. Да, результаты очень хорошие, но достигнуты они были не благодаря, а в определенных случаях вопреки программе – в первую очередь за счет повышения административных санкций и активности Госавтоинспекции. К самой ГИБДД, как ни странно, вопросов нет, а вот другие ведомства (в том числе образования и здравоохранения), на мой взгляд, просто освоили выделенные средства. Например, где новые критерии медицинского допуска водителей, программы их подготовки и прочее?»
Проект внедрения автоматизированной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» в подписанной Дмитрием Медведевым ФЦП даже не упоминается. Напомним, что эта идея предусматривала установку на все новые автомобили «аварийной кнопки», позволяющей передавать в службу экстренной помощи сигнал и координаты ДТП. Реализация такой программы позволила бы, по мнению разработчиков, спасать в год около четырех тысяч человек, но при колоссальных затратах - каждая из них обошлась бы налогоплательщикам в 2,5 миллиона рублей.
ФЦП: Снижение смертности на дорогах обойдется в 1,5 млн рублей на каждую несостоявшуюся жертву
ПО ТЕМЕ