Президенту Путину 7 октября стукнет 60. Если бы он согласился поднять пенсионный возраст в нашей стране, то оставался бы еще лет пять «молодым». А так…
В связи с переходом в иную возрастную категорию все чаще возникает вопрос о ребрендинге. Еще недавно слово Путин у большинства граждан России ассоциировалось с молодостью, энергией, способностью принимать быстрые решения. Сегодня уже вряд ли можно говорить в данной связи о большинстве. А в 2018 г. Путину для того, чтобы собрать большинство на очередных президентских выборах, придется представать в каком-то ином обличье. Вопрос в каком? Пока что кремлевские политтехнологи не пришли к конкретному решению.
Думается, что теоретически существует три возможных варианта ребрендинга: «Пока еще мачо», «Мудрый старец» и «Спаситель отечества». Каждый из них имеет определенные плюсы и минусы. Но сочетаются плюсы и минусы по-разному, а потому могут реализовываться в зависимости от того, как будут складываться в нашей стране конкретные условия.
«Пока еще мачо» – вариант наиболее легкий для реализации. Это, собственно, даже не ребрендинг, а лишь некоторая корректировка устоявшихся в обществе представлений о Путине. Президент бодр, энергичен, много путешествует, много отдыхает, регулярно занимается спортом, а потому для своего возраста выглядит, прямо скажем, неплохо. И сам, наверное, так о себе думает. Поэтому политтехнологам и имиджмейкерам легче всего ничего кардинально не менять, а лишь использовать всяческие уловки для замедления старения на телеэкране. Подобный подход и прост в исполнении, и молодящемуся шефу наверняка понравится.
Как это делается, продемонстрировал в свое время старший товарищ Путина Сильвио Берлускони. Парик, косметика, ботекс, профессионально поставленный свет, умело размещенная телекамера… Из Берлускони уже песок сыпался, а он еще прочно держался на политической сцене, имитируя вторую молодость.
У Путина даже больше возможностей, чем у Берлускони. Во-первых, он заметно спортивнее. А во-вторых, он живет не в Италии, а в России, где можно вообще не появляться в не подготовленном для съемок месте. На Западе политик должен участвовать временами в теледебатах, регулярно выходить в народ, а также порой присутствовать на массовых мероприятиях, куда допускаются не только прикормленные тележурналисты. У нас же всякую неопределенность в подаче образа Путина народу можно постепенно свести к минимуму.
Словом, всем хорош данный вариант. Плох лишь тем, что необратимые возрастные изменения в какой-то момент сделают из молодящегося героя карикатуру. И велика вероятность, что это произойдет как раз накануне президентских выборов 2018 г., когда кардинально менять имидж будет уже поздно. Поэтому если в Кремле работают не откровенные халтурщики, они попытаются все же заранее осуществить настоящий ребрендинг.
«Мудрый старец» – вариант наиболее подходящий в долгосрочной перспективе. Путин перестает молодиться, перестает парить в небесах с журавлями и пользоваться лексиконом двора в Басковом переулке. Он реже появляется на телеэкране, но каждое его появление задолго готовится имиджмейкерами. Он меньше говорит, но в каждом его выступлении содержится тщательно подготовленная мысль, которая обывателю кажется мудрой. Он перестает реагировать на текущие «раздражители» вроде назойливых журналистов и начинает общаться с Махатмой Ганди на трансцендентальном уровне.
При реализации варианта «Мудрый старец» желательно избегать откровенной конфронтации, а тем более войн с соседями. Лучше выступать миротворцем во внешней политике и благодетелем во внутренней. Время от времени надо кормить семь миллионов бюджетников семью хлебами так, чтобы, используя остатки, еще можно было повышать пенсии старикам. При высоких ценах на нефть проделывать подобные фокусы можно, даже не будучи Иисусом Христом. Путин давно уже этим средством пользуется, а потому у него есть неплохие предпосылки для осуществления ребрендинга по варианту «Мудрый старец».
Одно плохо – цены на нефть вряд ли будут повышаться теми же темпами, какими будет возрастать спрос на мудрость стареющего президента. Поэтому реализация данного варианта при определенных обстоятельствах может быть не слишком успешной.
В этом смысле проще остановиться на «Спасителе отечества». Спасти отечество, как известно, гораздо легче, чем накормить. Для того чтобы быть успешным спасителем отечества, не надо его действительно спасать. Надо лишь создать у обывателя ощущение, что мы постоянно находимся в кольце врагов. Что все хотят покуситься на наши богатства – нефть, газ, свободу, независимость, жен и детей. Что Вашингтон строит коварные планы, Тбилиси затевает дьявольские козни, а международный терроризм устраивает злодейские провокации.
Напуганный обыватель всегда стремится сплотиться вокруг сильного лидера. И если даже лидер уже поднадоел, если он немолод и не всегда может накормить народ, как в благословенные времена своей молодости, сплачиваться-то все равно надо. Коль нет альтернативы, вполне сойдет даже старый вождь.
При таком варианте политтехнологам и имиджмейкерам важно не столько подбирать парики для лидера или хлеба для народа, сколько обнаруживать все новые и новые угрозы, а временами раскрывать, разоблачать, обезвреживать, обеззараживать, запрещать потребление и приводить примеры тех, кто пострадал, не имея во главе государства столь сильного лидера, как наш.
Скорее всего, ребрендинг Путина пойдет именно по этому пути.
Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в СПб