По приказу Минздравсоцразвития с нового года у сотрудников ГИБДД появятся новые аптечки, что должно привести к снижению смертности пострадавших в ДТП. Известно, что половина из них гибнет в первые 20 минут, не дождавшись приезда врачей. О новой аптечке и владении приемами оказания первой помощи «Доктор Питер» беседовал с начальником отдела ГИБДД Адмиралтейского района подполковником полиции Константином Плужниковым.
- Медицинские аптечки у сотрудников ГИБДД были всегда, но теперь в них появятся мягкие медицинские носилки, изотермические покрывала, которыми оборачивают человека, получившего ожоги, тем самым облегчая его состояние и уменьшая боль, и даже собственные средства защиты – очки и специальные маски. Как без этого обходились инспектора?
- У нас не было воротника-шины, которыми будут оснащены новые аптечки. Это необходимое приспособление для фиксации шеи при переломе позвоночника. Например, когда человека нужно срочно извлечь из машины или перенести с места аварии на более безопасное. Если есть подозрение на такой перелом, пострадавшего опасно трогать. До сих пор мы использовали подручные материалы, например картонную коробку, которую обрезали по высоте шеи и накладывали в виде ошейника. А искусственное дыхание выполняли методом «рот в рот» с помощью пластмассового приспособления. Теперь у нас будут специальные дыхательные мешки для одноразового использования.
Первая заповедь у инспектора такая же, как у врача, - не навреди, поэтому сначала необходимо установить характер повреждений, а потом оказывать помощь. А еще очень важно четко знать, как действовать при тех или иных травмах. Для этого все сотрудники проходят обязательное обучение. Первые полгода в процессе общей подготовки приемам первой помощи учат в учебном центре в Пушкине, затем два раза в неделю проводят инструктаж непосредственно в отделениях ГИБДД. Кроме того, есть специальные учебные курсы в центре при Городской станции скорой помощи, где на занятия отведено 25 часов. При такой подготовке главное - не растеряться, видя боль и страдания людей. Поэтому вместо обычных брошюр по оказанию первой помощи в новой аптечке появились рекомендации с пиктограммами по использованию изделий медицинского назначения.
Методы реанимации, искусственное дыхание «рот в рот», непрямой массаж сердца умеют применять все сотрудники. Есть разные способы остановки кровотечения. Например, при повреждении сонной артерии надо просто нажать на нее пальцем и дождаться приезда врача, а наложение жгута уже требует знаний и умения. Часто у людей случаются открытые переломы, когда кость выходит наружу, тогда поврежденная рука или нога фиксируется с помощью тех же подручных средств. Теперь для этих целей в аптечке появится комплект заготовок иммобилизационных шин. Бывает, что серьезные внутренние повреждения даже врач не может установить по внешним признакам, для этого требуется специальная диагностика. Под болевым шоком может скрываться травма, несовместимая с жизнью. Наша задача - оказать первую медицинскую помощь и сохранить человеку жизнь, остановить кровотечение, извлечь пострадавшего из машины и придать ему положение, которое безопасно при определенной травме, а затем дожидаться врачей.
- Когда человеку стало плохо на улице, а врачей поблизости нет, инспектора полиции помогут?
- К инспекторам ДПС часто обращаются люди. Был случай, когда гражданин вез жену в роддом, а у нее прямо в машине начались роды. Он увидел сотрудника и остановился. Тот вызвал «скорую», а пока врачи ехали, успел принять роды и даже обрезать и перевязать пуповину. Было и огнестрельное ранение, тогда человека со сквозным проникающим ранением грудной клетки привезли прямо на пост ГАИ. До приезда врачей мы обеспечили приподнятое положение тела, чтобы в легкие не затекала кровь, и закрыли отверстия двумя полиэтиленовыми пакетами со стороны груди и спины.
Несмотря на то, что в районе работают две станции скорой помощи, молниеносно врачам не удается прибыть на место аварии, а инспектора, которые постоянно находятся в зоне патрулирования, как правило, первыми оказываются на месте происшествия. Они же вызывают медиков, сообщая о характере полученных в ДТП травм, или останавливают случайно проезжающую по вызову «скорую».
На моих глазах произошло серьезное ДТП, водитель МАЗа въехал в легковую машину, проехал через весь перекресток и совершил наезд на пешеходов. Там было несколько пострадавших, две машины «Скорой помощи» проезжали поблизости, мне пришлось их остановить, записать номера и направить на место аварии.
- А если машину «Скорой помощи» остановит обычный человек и сообщит об аварии?
- Медики обязаны оказать помощь пострадавшим, если оказались рядом, но все зависит от людей.
- Что вы должны делать в первую очередь – помогать раненым или выполнять свои непосредственные обязанности?
- Оказание помощи пострадавшим стоит на первом месте у любой службы при любых чрезвычайных ситуациях, будь то авария или теракт. Но иногда бывают ситуации, когда кроме этого необходимо обезопасить других участников движения. Например, аварии на КАД в темное время суток требуют быстро обозначить место ДТП, чтобы предотвратить другие столкновения. Бывают случаи повторных происшествий, когда водители не видят стоящие автомобили и несутся с огромной скоростью.
- Какие нарушения правил дорожного движения чаще всего приводят к ДТП?
- В первую очередь превышение скорости. Например, при наезде на пешехода со скоростью до 40 км/час тяжесть последствий относительная, а если скорость превышена на один километр – человек погибает. Водитель не в состоянии мгновенно отреагировать на человека, появившегося на дороге, и быстро остановиться. Поэтому и наездов на людей очень много.
- Всегда ли в этом виноваты водители?
- Водитель управляет средством повышенной опасности, поэтому он обязан максимально снизить скорость на пешеходном переходе, но у нас это случается редко. Хотя одного виноватого не бывает. Люди часто забывают о том, что, даже имея приоритет на дороге в зоне пешеходного перехода, они должны прежде убедиться, что их пропускают машины. Особенно много пожилых людей попадает под машину. Из-за глупости взрослых часто страдают дети. Родители кричат ребенку, стоящему на другой стороне дороги, и тот бежит к ним, не замечая мчащихся машин.
- А темные улицы не создают повышенной опасности?
- Чтобы быть заметным на дороге в темное время суток, пешеход может использовать светоотражающую символику. Тем более что сейчас не проблема купить такой стикер. За границей давно считается нормальным закрепить на куртку светоотражающий знак в целях безопасности.
- Как часто в ДТП виноваты пьяные водители?
- Пьяный человек за рулем – уже виновник, только везение может уберечь его от аварии. За год мы выявили 237 водителей в состоянии опьянения, причем 11 из них оказались наркоманами. Это очень много. Хотя установить на месте факт употребления наркотиков невозможно. Человек находится в невменяемом состоянии, мы видим все клинические признаки наркотического опьянения, но без лабораторного подтверждения не можем задержать у него водительское удостоверение. Если алкоголь определяется сразу, то наркотик в течение 2 - 3 недель по анализу крови. Когда подтвердится, что водитель употреблял наркотики, в отношении него составляется административный протокол, а затем суд определяет ему наказание, причем были прецеденты, когда наркоманов лишали прав пожизненно.
- Какие места в городе и в вашем районе наиболее опасны для дорожного травматизма?
- В городе это, безусловно, КАД. Хотя это проблема не скоростной трассы, а людей, которые привыкли нарушать правила. Если можно ехать со скоростью 110 км/час, то наши водители летят со скоростью 150 и выше. Тут никакие штрафы не помогут, должно быть другое отношение общества к нарушителям. Например, как в Европе, где водитель, совершивший три нарушения, подлежит уголовной ответственности. А за непристегнутый ремень ему придется заплатить 800 евро.
Места, где произошло три и более ДТП с пострадавшими, у нас называются очагами аварийности. В нашем районе их 15. Одно из них - пересечение улицы Ефимова и наб. реки Фонтанки. Обычное место, но в этом году было уже три ДТП с пострадавшими и пять без них. Причина чаще всего в невнимательности водителей. Там есть пешеходный переход, достаточно интенсивное движение транспорта, много припаркованных машин, причем водители ставят свои машины с нарушением правил. Из-за автомашин, припаркованных на пешеходном переходе, не видно выходящих из машин людей. Наиболее опасные улицы в районе - Старопетергофский проспект и набережная Обводного канала на всем своем протяжении. В этом году 50 ДТП с пострадавшими, погибли 4 человека и ранены 65 человек.
В аптечке инспектора ГИБДД появятся носилки и дыхательные мешки
ПО ТЕМЕ