Национализм зазвучал. Как я к этому отношусь - объяснюсь ниже. Для начала отмечу, что вижу три причины этого "звучания". Во-первых, национализм долго запрещали - и государство, и общественное мнение вслед за ним.
Шумим, братцы
Национализм зазвучал. Как я к этому отношусь - объяснюсь ниже. Для начала отмечу, что вижу три причины этого "звучания".
Во-первых, национализм долго запрещали - и государство, и общественное мнение вслед за ним. Принято полагать, что националисты - непременно кровожадные маньяки со свастиками или хоругвями, слово на слух похоже на "нацисты", а тут уж рукой подать и до "фашистов" (многие ли представляют разницу между этими тремя?). Вообще демонизация национального чувства - одно из самых мощных идейных наследий СССР. Так что популярность национализма закономерна. Попробуйте запретить Винни-Пуха, так непременно получите подпольный культ его имени: массовый, агрессивный, обросший слухами и мрачными атрибутами.
Во-вторых, есть дефицит объединяющих идей. Великая Отечественная эксплуатируется пропагандой просто-таки "на износ", и это ощущается давно и оскорбительно, других же общеуважаемых символов нет.
В-третьих, национализм - как водка из анекдота, в рекламе не нуждается. Национальное чувство - естественное человеческое проявление, а все остальные широко известные политические концепции, бытующие сегодня в России, насквозь надуманны и важных ответов дать даже не пытаются.
Чего же они шумят?
А какие идеи есть у национализма по версии Манежной площади, кроме как "Е**ть Кавказ"? Понятно, что уличный, вульгарный, митинговый национализм позволяет "спустить пар". Русский бунт по своей психологической природе - такая же забава, как коррида в Испании: народ оттягивается. Правда, масштаб последствий разный.
Допустим, национализм - в дикой его форме - выплеснется на улицы. Либо победит, либо проиграет. В любом случае - сможет пролить кровь, но лучше не сделает никому. Не думаем же мы, в самом деле, что лидеры с Манежной площади смогут сформировать национальную элиту, которой достанет ума, воли и образования поднять науку, сельское хозяйство, туризм, высокие технологии, медицину и так далее?
Что национализм может в отношении кавказской проблемы? Да ничего, кроме того же кровопролития. За века мы десятки раз с переменным успехом посылали на Кавказ войска. Последние два раза - без успеха. За несколько прошедших лет мы не стали сильнее, а Кавказ не стал слабее. То есть очередное кровопролитие опять-таки будет бессмысленным.
Конечно, площадной национализм с антикавказскими лозунгами может дать популярность. Но если посадить лидеров Манежки за один дискуссионный стол с профессиональными военными, все воинственные фантазии первых будут растерзаны вторыми в хлам на сугубо практическом уровне. Потому что войну ведёт не армия, а нация - в смысле "население страны". А у населения нет (и не может быть) свежих идей, которые дали бы России силы выйти из тупика. Идеи бывают у лидеров, но, когда лидеры рассуждают на уровне толпы, это только усугубляет проблему.
Очень коротко об очевидном. Если отсоединить Кавказ, в России останется пятая колонна, мощнейшие диаспоры с российскими паспортами, деньгами и связями. И весь этнический криминал будет легко прятаться от следствия за границей, то есть на Кавказе. Выдачи каждого придётся добиваться по дипломатическим каналам годами, и думаю, безуспешно. Как это повлияет на криминальную обстановку от Калининграда до Владивостока и как это скажется на ситуации в Татарстане и Башкирии - долго гадать не приходится.
Другого внятного сценария лидеры Манежки не озвучили - да и вообще никакого. "Сейчас перебьём "чёрных" - и будет всем русским счастье". Это не программа, это истерика, то есть демонстративная реакция на собственную беспомощность.
Что не так
При этом проблема здесь есть, и глобальная. Только заключается она не в засилье гастарбайтеров и даже не в этнической преступности (о которой власть боится говорить, потому что не умеет, как и обо всём, кроме денег). Всё это - следствия, штука в другом.
С 1917 года публично принятая риторика по национальному вопросу не претерпела серьёзных изменений: «все нации равны», повторяем мы уже почти 100 лет подряд. В этом - глобальный сбой в общественных представлениях. Русские начали себя терять. Русские потеряли свою роль в России, а вслед за этой ролью - и силы содержать свою страну в порядке, развивать её. От этого русских мучительно корёжит, и это - факт, на который пора делать легитимные поправки по существу, а не просто принимать у казачьих атаманов в дар шашки под телекамерами.
Люди и народы равны, но не одинаковы. Если хотите отменить деление человечества на национальности, отмените для начала популярность спортивных состязаний. «Мы лучше, чем они» - мощнейший стимул, объединяющий и дающий энергию в спорте, в бизнесе, на государственном уровне.
Этнос: "мы" и "они"
Одно из основных «мы» и «они» в жизни общества - этносы. Это естественный, древний и никуда не девшийся принцип организации людей: «мы» - люди моей национальности, «они» - все остальные. Свои всегда ближе уже потому, что понятнее. В этом нет ненависти к чужакам, как нас убеждают последние сто лет. Если я люблю своих родителей, это не значит, что я ненавижу чужих отца и мать.
Но неестественно к чужой семье относиться так же, как к своей. Наши братья и сёстры имеют все основания рассчитывать на нашу особую лояльность. Неравенство? Безусловно, да. Несправедливость? Безусловно, нет.
Вообще национальность - это не только классические «язык, территория, психология, экономический уклад, культура и т. п.». Это ещё и негласный общественный договор о солидарности между своими. «Равенство» же этносов оборачивается «солидарностью всех со всеми», то есть фактическим отсутствием солидарности, этого цемента для любого большого дела.
Я уважаю человека, который ценит свою национальную принадлежность так же, как я, и так же солидарен со своими соплеменниками. Мы чужие друг другу, но у нас - общие ценности.
Важно отметить вот что. У национальности, в отличие от любой другой общности людей, нет и не может быть цели, а только образ жизни. Любой народ ведёт естественный для себя образ жизни, вытекающий из его ключевых свойств, и делает это не ради удвоения ВВП. А просто потому, что иным способом жить не может.
Это я к тому, что смешно надеяться, будто какая-либо конкретная, достижимая хотя бы в теории цель - будь то ущемление прав мусульманских народов или пресловутое удвоение ВВП, - способна гармонизировать жизнь народа. Возможно, цель России - уживаться между собой.
Могут ли нации уживаться, не переставая отчётливо ощущать национальные различия? Да, безусловно. Именно Россия - уникальное тому свидетельство. Это сосуществование не всегда было безоблачным, но ему - века. К слову, иностранцев не так впечатляет наша территория, как конструкция из 750 национальностей, её населяющих. История этой конструкции известна, создали её русские.
Ремарка: если хотите «заболтать» предмет, отойдите в сторонку и там скрупулёзно выясняйте себе, что такое «русский». Я категоричен, поскольку тезис «этнос = солидарность» достаточно проясняет этот вопрос и для русских, и для нерусских.
Нации - разные. У каждой нации в сложном организме под названием «Россия» складывалась своя роль, которая не поддаётся передаче соседу «по постановлению правительства».
Какова же в России роль русских, которая неизбежно должна следовать из присущего им «исторического образа жизни»?
Никуда не денешься: русская идея
Я полагаю, что не всякий национализм - болезнен, и здоровая роль русских - в объединении и защите всех остальных народов Российской империи. (Желающих обсудить, осталась ли Россия империей, милости прошу присоединиться к демагогам, скрупулёзно выясняющим, что такое русские.)
В семье российских народов должен быть старший брат именно потому, что эти народы - не близнецы. Роль старшего выполнял русский народ: объединял во время войны, строил школы, университеты, больницы и заводы в мирное время.
Именно эту роль, которая не по силам никакому другому народу России, имел в виду П. А.Столыпин, когда произносил: «Дума в своём целом... должна быть русской по духу... Иные народности должны иметь представителей своих нужд, но не в количестве, делающем их вершителями дел чисто русских». Вот так. Или Петр Аркадьевич - вульгарный шовинист?
Роль титульной нации - не привилегия, а обязанность. Националисты же кричат на каждом углу о заслугах русского народа, за которые каждому русскому - просто по праву рождения - полагается мешок медовых пряников, и непременно на халяву. Требуют дивидендов за великие дела предков, понимаешь.
Обретает новую актуальность старый советский анекдот: "Реакционная сущность царизма в том, что жратвы на 60 лет не припас". Упомянутые крики объяснимы, но это не есть голос великой нации строителей, художников и воинов. Это агрессивная толпа бездельников хочет громить винные склады и бить инородцев - потому что "социалку" задержали. А что будет дальше - им плевать. Это не русская роль, это роль люмпена.
Роль старшего брата связана со способностью русских понимать уклад и образ жизни другой нации. Известные цитаты из Ломоносова и Блока по поводу русской «всемирности» слышал всякий приличный выпускник средней школы. Чтобы всех объединить, нужно всех понимать.
Показательно, что для «них», для всего остального мира, мы все тут русские, от абазина до якута. Это не значит, что «они» - тот же Запад, скажем - обязательно враги нам. И это не значит, что разница между якутом и абазином стёрта в результате ста лет беспредельной, оголтелой и непрекращающейся левацкой демагогии, подкреплённой геноцидом многих и многих народов. Нет, к счастью, якут с абазином - это по-прежнему очень разные люди, но они поймут друг друга проще, чем если будут иметь дело с непальцем или ирландцем.
И это - в первую очередь русское достижение. Как и Октябрьская революция - в первую очередь русский грех, а не еврейский, немецкий, английский или чей-то ещё.
За последние 100 лет левая пропаганда навязала людям идиотскую мысль, будто за любовью к своей нации неизбежно следует ненависть к нации чужой. В результате русская идея - идея старшинства в семье наций и ответственности за эту семью - стала считаться неприличной и под запретом приняла уродливые формы.
Демагогический лозунг «равенства наций», крайне выгодный крайне левым (большевикам) в 1917 году для вовлечения в революцию люмпенов национальных регионов, фактически обернулся идеей об «эквивалентности наций» - так бы я это назвал.
И вот тут-то русские и начали себя терять.
Кризис русский - проблемы общие
Надо сказать, что плохо от этого стало не только русским. Ярчайший пример тому - признанный центр этнических проблем в стране, Кавказ, который не в состоянии уважать народ, утративший свои главные опоры. Чем больше мы играем в «эквивалентность наций», тем большую иронию мы вызываем у Кавказа. «Сначала вы утратили силы, старшинство и самоё себя, а теперь делаете вид, что это жест доброй воли?» - вот мужская логика Кавказа, трезвая и ироничная, и её нечем крыть.
В результате Кавказ начинает драться за право «не ходить под забывшими себя», потому что это касается достоинства Кавказа. И в этой бойне Кавказ тоже проливает кровь и хоронит бойцов. Вы скажете, что нашлись нечистоплотные политические спекулянты, развязавшие эту войну? Конечно. Но у них появился повод для спекуляции.
Тем временем наша русская власть, продолжая левую «политику эквивалентности», требует «искоренить клановость на Кавказе». Даже как пустое заявление это звучит оскорбительно для Кавказа; это примерно как предложить русскому мужчине отказаться от пола и фамилии. И кровопролитное для обеих сторон противостояние продолжается.
Вы скажете, что клановость - это дремучий пережиток? Не знаю. Весь мир по сей день так или иначе живёт кланами, а Кавказ - особенно, и если уж мы хотим ужиться, надо учитывать, что мы «не эквивалентны». Есть народы-землепашцы, есть - народы-воины, и, закрыв на это глаза, мы создаём чудовищные риски.
Однако главное - надо вернуть достоинство русским, тогда и Кавказ, и вся страна вернут свое равновесие. А русское достоинство - в том, чтобы объединять, защищать и развивать Россию со всеми её народами. Тогда на Кавказе будет мир.
Русские - титульная нация, и это не унижение иных народов, не награда за былые заслуги, это ответственность. Это проявление того ключевого национального свойства, подавление которого рушит саму национальность. А злобный уличный мордобой по национальному признаку - простая уголовщина, не имеющая ничего общего с русской идеей. За уголовщину надо наказывать по УК, невзирая на национальные признаки.
Если русская нация снова заработает себе роль лидера - именно заработает, а не выторгует на митингах формальные атрибуты лидерства! - это никого не оскорбит хотя бы потому, что ни один другой народ России не может на эту роль претендовать. Напротив, это всем будет комфортно, так как исторически наша страна сконструирована именно на русских как на каркасе. Да и сами русские будут куда как спокойнее реагировать на национальный вопрос. Такая вот "программа толерантности".
Пара слов для олигархов
Ну и напоследок. Как говорил один недобрый, но умный человек, «политика - есть концентрированное выражение экономики». Какое практическое значение имеет вся эта национальная круговерть для экономики? Так сказать, для народного хозяйства, промышленников, банкиров и всяких институциональных инвесторов?
Любой опытный управленец прекрасно знает, что для действительно хорошей работы людям недостаточно хорошей зарплаты. Им нужна идея - хоть какая-нибудь. «Сделаем наш двор самым чистым». «Сделаем наше предприятие самым эффективным». Если идея увлекает массы - труд становится невероятно продуктивным, потому как перестаёт быть унылой необходимостью.
Попросту говоря, хреново будут на вас люди работать, пока национальный вопрос не решится здоровым образом. Так что придётся или окэшиться и сменить плохой климат на хорошую скуку, или как-то погрузиться в проблему.
Что же касается национализма с Манежной - дай-то бог, чтоб вышел пшик.
Дмитрий Карпушин, этнограф, предприниматель