Росфинмониторинг опубликовал перечень видов деятельности компаний, клиенты которых подвержены повышенному риску совершения операции по отмыванию доходов и финансированию терроризма. Формально, согласно разосланному 2 августа информационному письму, «подозрительными» можно считать почти всех участников хозяйственной деятельности, включая компании с государственным капиталом.
В первую очередь, по мнению чиновников, в сомнительных операциях могут участвовать клиенты организаций, связанных с проведением азартных игр или «интенсивным оборотом наличности». Также подозрительными считаются юридические лица, фактически не находящиеся по адресу регистрации (местонахождения), родственники иностранных чиновников и иных так называемых «публичных лиц», граждане и компании, связанные с организациями, включенными в список экстремистских (в том числе контрактами, родственными или иными отношениями и др.).
Однако в перечень попали и вполне законные виды деятельности – продажа легковых автомобилей, мебели и ювелирных изделий, организация путешествий (туристические агентства и туроператоры), операции с недвижимостью и предоставление посреднических услуг на этом рынке и т.д. Подозрительными Росфинмониторинг считает деятельность всех общественных и религиозных организаций (включая, соответственно, приходы Русской православной церкви), благотворительных фондов, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, их представительств и филиалов.
Кроме того, незаконные операции, по мнению «финансовых разведчиков», могут проводить клиенты и дочерние структуры компаний, в уставном капитале которых присутствует доля государственной собственности. Таковыми являются, в частности, ОАО «Газпром» (доля Росимущества 38,4 процента) и принадлежащий ему футбольный клуб «Зенит», компании «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Русгидро», банк «ВТБ» и Сбербанк, иные организации. В число «подозрительных» включены участники федеральных целевых программ, национальных проектов и резиденты особых экономических зон.
Особый контроль предлагается осуществлять за всеми новыми компаниями, предпринимателями и клиентами (если с момента их регистрации или заключения контракта прошло меньше года). Подозрительными Росфинмониторинг считает также участников рынка, осуществляющих расчеты с использованием интернет-технологий, электронных платежных систем или иных систем удаленного доступа (то есть всех пользователей «Банк-клиент», электронного банкинга и т.п., которые применяются почти всеми юридическими лицами).
В надзорном ведомстве отмечают, что список «подозрительных» составлен на основе практики деятельности самого Росфинмониторинга, а также рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).
Де-факто он обязателен для банков и иных совершающих финансовые и имущественные операции организаций. «Если ... деятельность клиента отнесены к повышенному риску, организации должны уделять повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом, для возможного выявления оснований для документального фиксирования информации ... и операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок ... в целях представления в уполномоченный орган», – констатируют в Росфинмониторинге.