В прошлом году рынок тяжелых и средних грузовиков начал восстанавливаться вслед за экономикой страны. Но здесь есть множество моментов, касающихся особенностей импортной и отечественной техники, поэтому выбор покупателя не столь однозначен.
Специалисты провели исследование, которое показало, что в России за последние 2 года увеличились продажи российских и зарубежных грузовых автомобилей, причем очень значительно. В 2010 году по данным Министерства Промышленности и Торговли РФ на территории страны было продано на 83,6% больше отечественных грузовиков, чем в 2009 кризисном году. Но этот факт объясняется вполне ожидаемым всплеском спроса после почти полного прекращения таких сделок, как продажа грузовиков – явления, которое можно было наблюдать во время кризиса. Однако, по мнению экспертов из Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) в 2011 году рост продаж грузовиков продолжится и очень значительно.
Но еще интереснее обстоит дело со спросом на импортные грузовики. По данным агентства EMST & Young продажа тягачей зарубежного производства выросла в 2010 году на 190%. Доля грузовиков из США и Европы превысила долю отечественной техники с 8% до 19%. Существенный рост данного показателя всего за один год можно рассматривать, как начало тенденции к завоеванию рынка грузовыми иномарками, но обо всем по порядку.
В кризисные 2008-2009 годы «Камазу» и «Газу» помогли увеличить долю продаж госзакупки. Разумеется, на иностранные грузовики госзакупки не распространялись, и рынок грузовиков иностранных брендов рухнул намного сильнее. Но и от кризиса зарубежные дилеры оправились тоже быстрее.
Сейчас реализация грузовиков «Камаза» активнее всего идет в сегменте 14-40 т. В этом классе продажи увеличились на 23% (27 тыс. авто). Продажа грузовиков «Урал» выросла на 48% и составила 11 тыс. авто. Что касается зарубежных среднетоннажных грузовиков (до 16 тонн), то их продажи выросли на 111%. Крупнотоннажные тягачи импортного производства продавались еще лучше – объем увеличился на 154% и составил почти 12 тыс. иномарок. Преимущественно успехом пользуются такие марки, как MAN и Hyundai.
Как уже было отмечено выше, специалисты АЕБ считают, что для продолжения роста продаж среднетоннажных и крупнотоннажных грузовых автомобилей в России есть все основания. Наиболее удачно в этом отношении выглядит производитель Renault Trucks. Продажи среднетоннажных автомобилей в 2011 году по подсчетам экспертов составят 34 тыс. этих иномарок, а продажи крупнотоннажных – 70 тыс. автомобилей. Кроме того, в России успешно налаживается производство зарубежных брендов. Так, в 2009 году начал выпуск тягачей завод Volvo/Renault в Калуге, в 2010 году был открыт завод Scania в Санкт-петербурге, завод «Мерседес Бенц тракс восток» в Набережных Челнах, планируется открытие заводов MAN в Петербурге.
Что касается российских производителей грузовых автомобилей, то они во многом востребованы лишь благодаря политике государства – благодаря госзакупкам. Но, как и во всех других европейских странах, уровень госзакупок не может держаться вечно на высоком уровне в 50% (каким он был в 2009 году). Не может он долго держаться и на умеренном уровне 20%. В 2011 году уровень госзакупок автомобилей Камаз и Урал находится сейчас на этом уровне.
Грузовые автомобили будут иметь настолько высокий спрос, насколько активно будет расширяться строительство в России. Это одна из самых ключевых отраслей для грузовых автомобилей. И техника, конечно, будет востребована настолько, насколько она сможет предоставить больший комфорт потребителям, и насколько она будет надежна и бесперебойна в работе. Сейчас в этом отношении тягачи из США и Европы выглядят более перспективно.