Афиша Plus Театры Балет Евгения Панфилова: Мужчины vs женщины (фото)

Балет Евгения Панфилова: Мужчины vs женщины (фото)

2 547
Балет Евгения Панфилова: Мужчины vs женщины (фото) | www.fontanka.ruБалет Евгения Панфилова: Мужчины vs женщины (фото) | www.fontanka.ru

В рамках проекта «Культурный альянс: Пермь – Санкт-Петербург» на сцене Михайловского театра выступил легендарный «Балет Евгения Панфилова». Свою революцию в одном отдельно взятом направлении искусства – современном танце – Панфилов произвел задолго до того, как "крестовый" поход на Пермь предприняли столичные культуртрегеры.

Евгений Панфилов погиб восемь лет назад. Он был личностью не просто неординарной – харизматической. Судьба его необычайна. Родившись, как Ломоносов, в деревне под Холмогорами, в детстве он доил коров, в юности учился в военно-политическом училище, а потом стал балетмейстером – хореографом свободного танца, создателем первого в стране частного театра современного танца, лауреатом множества престижных премий, автором более ста блестящих работ и нетривиальных проектов: «Балет толстых», например, или мужской балет «Бойцовский клуб».

Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»
Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»

Человек из российской глубинки, он мыслил по-европейски: не рвался в Москву, а сделал тот город, в котором работал, центром contemporary dance. Он первым из хореографов нового танца был приглашен в Пермское хореографическое училище – преподавать, и в Мариинский театр – ставить. Его ценили во всем мире, а в Перми обожали. Он был убит у себя дома случайным знакомым, которого беззаботно зазвал в гости.

Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»
Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»



Между тем, его театр работает. И гастрольная программа включает в том числе и мемориальную: балет Панфилова с изящным названием «Вальсы для помутненных рассудком». Второй балет, показанный в Петербурге, - «Casting-off» - поставлен лауреатом Премии имени Панфилова, московским хореографом Ларисой Александровой.

Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»
Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»



Балет Панфилова петербуржцы увидели впервые – это уморительная сюита хулиганских танцевальных лацци, крещендо веселого абсурда. Там бодро сваливают кого-то с раскладушки, перекладывают с места на место развалившихся на сцене девушек, жизнерадостно пробегают по спинам восьми лежащих рядком парней; там есть клоун-разнорабочий, есть мужик в больничной пижаме с забинтованной головой, есть девушки с бантами и юноши в оранжевых пиджачных парах и дамских шляпках на головах, которые в апогее танца вдруг по-армейски дружно вопят. А тот, кого свалили с раскладушки, неожиданно оказывается совершенно голым: поворачиваясь к залу спиной, он смачно играет мышцами. И все это - в безостановочном движении, и все это на музыку нежных бальных вальсов Эмиля Вальдтейфеля, капельмейстера придворных балов Наполеона III. Генезис подобного соединения клоунады и танца – в 20-х годах, а по фактуре и энергетике это спектакль своего времени – конца 90-х.

Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»
Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»



Самый серьезный и импозантный из персонажей - тот, что без штанов, а забинтованный, конечно, самый безумный. При этом панфиловцы никого не эпатируют, а просто азартно дурят, и о них хочется говорить веселыми жаргонными словами: просто они оттягиваются, просто им в кайф, просто из них так и прет беспричинная молодая радость.

Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»
Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»



И все-таки мне показалось, что радость эта не в полную силу, и спектакль не столько живет собственной полной жизнью, сколько воспроизводит то, что было раньше. И что энергия артистов не до конца наполняет ту форму, которая им предложена. В общем, видно, что чудесные «Вальсы для помутненных рассудком» осиротели.

Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»
Сцена из спектакля «Вальсы для помутненных рассудком»



Балет – «Casting-off» – другого свойства, чем панфиловский. То есть, по стилю они вполне сочетаются, но экзистенциальная основа у них принципиально разная.

Это сочинение хореографа Ларисы Александровой на сборную музыку: культового композитора Владимира Мартынова, швейцарской феминистской рок-группы «Les reines prochaines» и – Вертинского. Название – «Casting-off» – переведено пафосным словом «Отторжение», но значение его шире, не случайно англицизм все же оставлен. Оно может значить и «Долой распределение», и «Хватит этих раздач», и «Отменим кастинг».

Сцена из спектакля «Casting-off»Сцена из спектакля «Casting-off»
Сцена из спектакля «Casting-off»



Начало готово увести в мистические дебри: таинственный персонаж на котурнах, бутафорский туман, оранжевые нитки, которые мужчины и женщины мотают в клубки – метафора нитей судьбы, потом манипуляции с костюмами – белые платья натягиваются на голову и становятся мешками, в которых партнеры таскают танцовщиц по полу. Речь о том, как женщины жаждут любви и ждут подарка судьбы, подбирающей им пару, и о том, как из этого ничего путного не выходит. Причем балет этот сугубо женский. То есть, мужчины танцуют тоже, но главный образ – женщина, именно с ней происходит что-то важное, а мужчины – просто сила, которая к ней приложена. И в то же время – это драма женщины, которой мужчина в сегодняшнем мире манипулирует и распоряжается.

Сцена из спектакля «Casting-off»Сцена из спектакля «Casting-off»
Сцена из спектакля «Casting-off»



Воплощена эта мысль чрезвычайно изобретательно. Метаморфозы ситуаций и форм сменяют одна другую; на фоне общих судеб остро прочерчена одна – крупным планом, и в ней есть немало поэтичных моментов, печальных и острых.

Сцена из спектакля «Casting-off»Сцена из спектакля «Casting-off»
Сцена из спектакля «Casting-off»



В середине спектакля появляется ключевой образ: белые кринолины на жестком металлическом каркасе, в которые отныне женщины заключены. Метафора емкая и очень театральная: то, что вначале кажется знаком классической женственности, оборачивается клеткой, ловушкой, панцирем. Когда мужчины в черном укладывают партнерш на пол, кринолин выглядит, как опрокинутая чашка, которая не может прикрыть от чужих глаз того, что прикрыла бы обычная юбка. Есть и другие вполне ясные хореографические образы: мужчины опускают женщин в юбки-тюрьмы вниз головой, а сами ползают по их каркасам, словно пауки по паутине, и, наконец, присаживаются на край, как на лавки, а женщины, обессилив от бесконечных манипуляций и собственного бессилия, свешиваются из юбок, точно трупы. Женские образы на сцене – чрезвычайно теплые, живые, телесные; и хотя они не субтильны и не слабы, все равно ощущаешь катастрофическую уязвимость – как будто перед нами лагерь для военнопленных или больница.

Сцена из спектакля «Casting-off»Сцена из спектакля «Casting-off»
Сцена из спектакля «Casting-off»



Такая вот обида, боль, душевная мука, переплавленная в танец. В противоположность балету Панфилова, полного мощной витальной простоты.

Однако стилистическая элегантность и вдохновенная изобретательность решений все же позволили спектаклю пройти по опасной грани, не став ни слезным высказыванием о тяжелой женской доле, ни пафосным выражением гендерной травмы. А кроме прочего, спектакль очень красив, и лаконичный, минималистский, напряженный свет художника Алексея Хорошева не зря получил отдельную «Золотую маску». Другую «Маску» спектакль получил как лучший в современном танце.

Сцена из спектакля «Casting-off»Сцена из спектакля «Casting-off»
Сцена из спектакля «Casting-off»



Инна Скляревская,
«Фонтанка.ру»

Фото: Пресс-служба Театра балета Евгения Панфилова/Марина Гуляева


О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «
Театры»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5