Владимир Путин вновь решил заняться ценообразованием. На сей раз российскому премьеру не понравились цены на бензин, что уже привело к совершенно несвойственному для российского рынка эффекту - стоимость литра топлива снизилась. Правда, лишь в отдельно взятом регионе - на Камчатке. А вот в масштабах всей страны все усилия ФАС уходят, по сути, в песок: суды, как правило, оказываются на стороне нефтетрейдеров. А цены продолжают расти...
«Я считаю, что в России цены на бензин слишком высокие... Мы пытаемся бороться с этим. Проверяем. По расчетам вроде бы все правильно. Надо, вероятно, внимательнее посмотреть эти расчеты», - заявил Владимир Путин 29 августа во время рабочей встречи со строителями автодороги Чита - Хабаровск.
Впервые же вопрос о стоимости автомобильного топлива глава правительства поднял ещё 25 августа во время рабочей встречи с губернатором Камчатского края Алексеем Кузьмицким. Путин во время этого разговора поручил краевой администрации проверить экономическую обоснованность повышения цен на топливо после 12 августа (о проблеме премьеру доверительно сообщили местные журналисты) и сделать соответствующие выводы. Чиновники намёк поняли: через пару дней стоимость бензина вернулась в исходное положение.
Собственно, то, что цены на различные виды продукции могут снизиться, стоит Владимиру Путину лишь нахмурить брови, в стране знают уже давно. Достаточно лишь вспомнить его годичной давности визит в московский супермаркет «Перекрёсток» и последовавшее затем снижение торговой наценки на мясную продукцию как в данном магазине, так и по всей сети.
Правда, без столь явной поддержки из Белого дома регулировать всё возрастающие аппетиты нефтяников у Федеральной антимонопольной службы получается куда хуже. Несмотря на то, что с 2008 года «большую четвёрку» («Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР и «Газпром нефть») наказали более чем на 26 млрд. рублей (в данном случае ФАС штрафует на процент с оборота), фактически нефтетрейдеры не выплатили даже десятой доли этой суммы.
Как правило, они сразу же оспаривают штрафы в судах. И выигрывают дело за делом. Пока не повезло только ТНК-ВР. 25 мая 2010 года Высший арбитражный суд поддержал ведомство Игоря Артемьева в его стремлении наложить штраф на компанию в размере 1,1 млрд руб. за завышение цен на бензин (правда, англо-российская компания на днях подала в суд просьбу пересмотреть постановление «по вновь открывшимся обстоятельствам»). «Газпром нефть», например, уже через два месяца оспорила санкции ФАС на 4,7 млрд руб. за завышение цен на бензин в 2009 году, и суды в Петербурге вынесли решение в пользу компании. Кассационная жалоба ФАС была отклонена ровно месяц назад.
С другой стороны, нефтепроизводители говорят о том, что в стоимости бензина в России доля цены сырой нефти не превышает 5%. Около 60% - это налоги и акцизы, 20% — производственные и транспортные затраты, а оставшиеся 15% — прибыль производителей и продавцов. При этом, по данным «Петростата», стоимость бензина в первом полугодии росла даже меньше, чем инфляция. Так, самая популярная марка - АИ-95 - за 6 месяцев подорожала всего на 3,7%, а инфляция за тот же период, по информации «Росстата», составила 4,4%.
В Нефтяном клубе Петербурга также отмечают, что только часть игроков рынка платят акцизы, страхуют свою ответственность перед потребителем, тратят средства на соответствие техрегламенту и регулярно проверяются со стороны федеральных контролирующих органов. Остальные же - «серые поставщики» - ничего этого не делают, нарушают закон,и при этом получают дополнительную прибыль. Такое разделение рынка в среднем на 15% снижает прибыль легальных продавцов. Соответственно, компании вынуждены увеличивать себестоимость розлива одного литра.
«Если бы такого разделения рынка не было, можно предположить, что цены на АЗС в Петербурге могли бы быть на 50-80 копеек ниже, чем есть сейчас. А пока у розничных операторов нет никакой возможности вернуть потребителя назад, поскольку процветает нелегальный рынок топлива», - отметил президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин на недавнем заседании Российского топливного союза.
Впрочем, автовладельцы склонны, скорее, согласиться с Путиным в его оценке нефтетрейдеров. Глава комитета по защите автомобилистов Александр Холодов обращает внимание, что в США или Египте, которые сами покупают нефть, потребительские цены находятся на том же уровне (или даже ниже), что и в России, её активно добывающей и экспортирующей. «Но всё же первая составляющая — это налоги. Именно поэтому вполне во власти премьера снизить эти цены», - считает он.
Слово Путина эффективнее ФАС
ПО ТЕМЕ