Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Слово Путина эффективнее ФАС

Слово Путина эффективнее ФАС

177

Владимир Путин вновь решил заняться ценообразованием. На сей раз российскому премьеру не понравились цены на бензин, что уже привело к совершенно несвойственному для российского рынка эффекту - стоимость литра топлива снизилась. Правда, лишь в отдельно взятом регионе - на Камчатке. А вот в масштабах всей страны все усилия ФАС уходят, по сути, в песок: суды, как правило, оказываются на стороне нефтетрейдеров. А цены продолжают расти...

«Я считаю, что в России цены на бензин слишком высокие... Мы пытаемся бороться с этим. Проверяем. По расчетам вроде бы все правильно. Надо, вероятно, внимательнее посмотреть эти расчеты», - заявил Владимир Путин 29 августа во время рабочей встречи со строителями автодороги Чита - Хабаровск.

Впервые же вопрос о стоимости автомобильного топлива глава правительства поднял ещё 25 августа во время рабочей встречи с губернатором Камчатского края Алексеем Кузьмицким. Путин во время этого разговора поручил краевой администрации проверить экономическую обоснованность повышения цен на топливо после 12 августа (о проблеме премьеру доверительно сообщили местные журналисты) и сделать соответствующие выводы. Чиновники намёк поняли: через пару дней стоимость бензина вернулась в исходное положение.

Собственно, то, что цены на различные виды продукции могут снизиться, стоит Владимиру Путину лишь нахмурить брови, в стране знают уже давно. Достаточно лишь вспомнить его годичной давности визит в московский супермаркет «Перекрёсток» и последовавшее затем снижение торговой наценки на мясную продукцию как в данном магазине, так и по всей сети.

Правда, без столь явной поддержки из Белого дома регулировать всё возрастающие аппетиты нефтяников у Федеральной антимонопольной службы получается куда хуже. Несмотря на то, что с 2008 года «большую четвёрку» («Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР и «Газпром нефть») наказали более чем на 26 млрд. рублей (в данном случае ФАС штрафует на процент с оборота), фактически нефтетрейдеры не выплатили даже десятой доли этой суммы.

Как правило, они сразу же оспаривают штрафы в судах. И выигрывают дело за делом. Пока не повезло только ТНК-ВР. 25 мая 2010 года Высший арбитражный суд поддержал ведомство Игоря Артемьева в его стремлении наложить штраф на компанию в размере 1,1 млрд руб. за завышение цен на бензин (правда, англо-российская компания на днях подала в суд просьбу пересмотреть постановление «по вновь открывшимся обстоятельствам»). «Газпром нефть», например, уже через два месяца оспорила санкции ФАС на 4,7 млрд руб. за завышение цен на бензин в 2009 году, и суды в Петербурге вынесли решение в пользу компании. Кассационная жалоба ФАС была отклонена ровно месяц назад.

С другой стороны, нефтепроизводители говорят о том, что в стоимости бензина в России доля цены сырой нефти не превышает 5%. Около 60% - это налоги и акцизы, 20% — производственные и транспортные затраты, а оставшиеся 15% — прибыль производителей и продавцов. При этом, по данным «Петростата», стоимость бензина в первом полугодии росла даже меньше, чем инфляция. Так, самая популярная марка - АИ-95 - за 6 месяцев подорожала всего на 3,7%, а инфляция за тот же период, по информации «Росстата», составила 4,4%.

В Нефтяном клубе Петербурга также отмечают, что только часть игроков рынка платят акцизы, страхуют свою ответственность перед потребителем, тратят средства на соответствие техрегламенту и регулярно проверяются со стороны федеральных контролирующих органов. Остальные же - «серые поставщики» - ничего этого не делают, нарушают закон,и при этом получают дополнительную прибыль. Такое разделение рынка в среднем на 15% снижает прибыль легальных продавцов. Соответственно, компании вынуждены увеличивать себестоимость розлива одного литра.

«Если бы такого разделения рынка не было, можно предположить, что цены на АЗС в Петербурге могли бы быть на 50-80 копеек ниже, чем есть сейчас. А пока у розничных операторов нет никакой возможности вернуть потребителя назад, поскольку процветает нелегальный рынок топлива», - отметил президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин на недавнем заседании Российского топливного союза.

Впрочем, автовладельцы склонны, скорее, согласиться с Путиным в его оценке нефтетрейдеров. Глава комитета по защите автомобилистов Александр Холодов обращает внимание, что в США или Египте, которые сами покупают нефть, потребительские цены находятся на том же уровне (или даже ниже), что и в России, её активно добывающей и экспортирующей. «Но всё же первая составляющая — это налоги. Именно поэтому вполне во власти премьера снизить эти цены», - считает он.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях