Верховный суд России признал незаконным положение действующей инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения. Отныне граждане, самостоятельно обратившиеся к медикам для сдачи соответствующего теста, должны получить официальное заключение.
Спорная инструкция была утверждена 22 года назад еще Министерством здравоохранения СССР и до сих пор именуется «временной». Она предусматривала, что освидетельствование осуществляется по направлению правоохранительного органа или иных должностных лиц организаций. В то же время пациенты и сами могут обратиться для сдачи анализов, предъявив паспорт и написав заявление, однако результаты освидетельствования им сообщаются только устно. Письменный протокол может быть выдан исключительно по официальному запросу соответствующих органов.
Эта оговорка лишила россиянина Александра Ковтуна возможности получить акт освидетельствования и, тем самым, доказательства своего состояния. Верховный суд России, в который обратился заявитель, счел норму инструкции незаконной. Она противоречит как Конституции России, гарантирующей каждому возможность ознакомиться с затрагивающими его права и свободы документами, так и Основам законодательства об охране здоровья граждан, согласно которому пациент вправе получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и т.д. Спорная оговорка была признана незаконной.
В настоящее время эта инструкция не применяется для медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами – в 2003 году Министерство здравоохранения России приняло новый нормативный акт. Но, по словам Александра Холодова, возглавляющего Комитет по защите прав автомобилистов, она действует как раз для тех, кто добровольно обратился к врачу: «Сама по себе инструкция 1988 года гораздо лучше действующего сейчас приказа. В ней хотя бы прописаны нормы алкоголя и есть возможность пройти альтернативное освидетельствование в течение двух часов. Если бы стояла задача создать идеально актикоррупционный документ, то, наверное, инструкцию Минздрава СССР можно было бы использовать как образец», – отмечает он. Решение Верховного суда России вступило в законную силу.