Конституционный суд огласил решение по делу о жалобе на поправки в Гражданский кодекс, согласно которым можно продать жилье, где живут несовершеннолетние, без согласия органов опеки. Саму норму КС признал соответствующей основному закону страны, но установил, что существует лазейка, которая позволяет нарушать жилищные права детей из неблагополучных семей.
Напомним, с жалобой на 4 пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» обратилась Валерия Чадаева и ее адвокат Владимир Цвиля. Отец заявительницы был собственником квартиры, в которой с момента рождения проживала его дочь Валерия. В 2007 году, отбывая наказание за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание своей несовершеннолетней дочери, он квартиру продал. Мать заявительницы обращалась в суды с иском о признании сделок купли-продажи недействительными, однако ей было отказано со ссылкой на положения упомянутого закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации». Дело в том, что, согласно этой норме, отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи, возможно без согласия органов опеки и попечительства, если несовершеннолетние не находятся под опекой собственника жилья. Так как Валерия Чадаева находилась под опекой своей матери, суды посчитали, что продажа квартиры без участия госорганов была возможной. В поисках правды девушка обратилась в Конституционный суд.
Рассмотрев дело в открытом заседании, суд пришел к выводу, что сама по себе норма не нарушает конституционных прав граждан в том смысле, в котором она признает принцип презумпции добросовестного поведения родителей, то есть такого общепринятого поведения, при котором права детей не нарушаются. Именно поэтому при отчуждении жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, согласие органа опеки и попечительства, по общему правилу, не требуется. Однако в отдельных случаях существует вероятность недобросовестного исполнения родительских обязанностей, и тогда положение закона открывает «лазейку», благодаря которой можно оставить детей без крыши над головой. В основном это касается неблагополучных семей. Поэтому, по решению КС, законодатель должен создать механизм защиты этой категории граждан.
«Эта статья при всем том, что она была направлена на то, чтобы снять с каждой семьи подозрение в недобросовестности, она вместе с тем оставила узкий коридор возможностей для заведомо недобросовестных родителей при определенных обстоятельствах. От этого страдали семьи алкоголиков и других недобросовестных родителей, вот в этой сфере КС признал статью дефектной, - пояснил председатель КС Валерий Зорькин. - Мы надеемся, что наше решение позволит снять напряжение, существовавшее в неблагополучных семьях».
Адвокат заявительницы Валерии Чадаевой Владимир Цвиля остался доволен решением КС. А особенно пунктом, касающимся пересмотра дела его клиентки. Правда, по его словам, чем закончится пересмотр дела на практике, сказать пока трудно. Не редки случаи, когда суды общей юрисдикции по-разному толкуют и постановления Конституционного суда.