Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 17 мая
В рамках фестиваля «Радуга» на сцене ТЮЗа Молодежный театр Алтая, приезжающий из Барнаула, показывает спектакль «Прощание славянки» по мотивам романа Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Автор постановки – Дмитрий Егоров. Начало в 19.00.
представляет фотовыставку Виктора Хмеля и Елены Суховеевой
«Сквозь нас безумный зверь глядит спокойно»
. Художники снимают отражения обнаженных тел в зеркалах: разлохмаченные формы ню указывают на традицию живописного портрета и в очередной раз задают вечный вопрос о соотношении в искусстве реальности и иллюзии.
В
открывается выставка
Евграфа Пайманова
, академического художника-реалиста. Вещи добротные: от суровых рыбаков в резиновых сапогах и голых дебелых теток после бани до редкостно фальшивых сцен массового веселья с гармошками, платками и триколором на переднем плане.
Вторник 18 мая
впервые показывает свою уникальную коллекцию ранних нидерландских рисунков – 70 вещей XV-XVI веков, среди которых есть работы Рогира ван дер Вейдена, Петруса Кристуса, Питера Брейгеля Старшего, Яна Госсарта. Выставка названа
«От готики к маньеризму»
.
В Музее Достоевского премьера спектакля «ФМД-театра» «В поисках Гамсуна» по мотивам романа норвежского классика «Мистерии». В главной роли – уникальный пластический артист-импровизатор Джулиан Гамильтон из Великобритании. Соло на контрабасе – Владимир Волков. Начало в 20.00.
В «Авроре» и «Кристалл-Паласе» можно увидеть и услышать киноораторию «Я не мессия» («Not the Messiah»), созданную Эриком Айдлом на основе знаменитой комедии группы Monty Python «Житие Брайана».
Iwrestledabearonce (то есть «Я как-то завалил медведя») – чудная метал-кор-команда из США, штат Луизиана, – выступит в клубе «Орландина». «Метал-кор» – вполне условное стилевое определение: на самом деле в этом безумном музыкальном месиве может случиться всё что угодно – и свингующий бас, и джазовая загогулина, и синтезаторное ерническое кантри, и григовская тема «В пещере горного короля». Начало в 20.00.
На закрытии фестиваля «Радуга» в
показывают нашумевшую студенческую постановку из Москвы – спектакль
«История мамонта»
гитисовских учеников Олега Кудряшова, созданный по мотивам популярного романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Начало в 19.00.
Галерея «
» представляет выставку коллажей
Олега Котельникова
, одного из главных арт-хулиганов 1980-х, участника веселых безумств «Новых художников». Когда-то он был двигателем коллективных акций этого объединения – от картин до театральных постановок, а теперь складывает яркие композиции из конфетных оберток с Золушками, пингвинами, мишками. Название выставки «52-й понедельник», по-видимому, отсылает к славному прошлому: так была озаглавлена песня с дебютного альбома «Звуков Му».
В
Эдуард Шелганов будет показывать и обсуждать со зрителями фильм Катрин Брейя
«Порнократия
» («Anatomie de l'enfer»). Начало в 18.30.
В Музее театрального и музыкального искусства (площадь Островского, 6) открывается фотовыставка
«Мона Лиза русского балета»
, посвященная одной из великих танцовщиц ХХ века Галине Улановой. В этом году отмечается столетие балерины, которая первой станцевала Золушку и Джульетту и создала непревзойденный образ Жизели.
В Большом зале
Первый филармонический оркестр под управлением Николая Алексеева исполнит
Четвертую симфонию Дмитрия Шостаковича
– едва ли не самую масштабную и сложносочиненную отечественную оркестровую фреску ХХ века. Начало в 19.00.
Музей-квартира Владимира Набокова открывает выставку голландского художника Ситсе Х. Баккера «Графическая интерпретация поэзии Мандельштама»: красочные гравюры на дереве и линолеуме построены на диалоге изображения и строк поэта, вписанных в композицию.
Николай Носков
даст сольный концерт в
. Прозвучат не только старые хиты, известные по сотрудничеству с Давидом Тухмановым, группой «Парк Горького» и сольным альбомам, но и новые песни, что войдут в фильм «Гумилев», для которого Николай создает саундтрек.
В
показывает свои новые работы арт-группа
«Ступени»
, название которой отсылает к учению Василия Кандинского о цветах как аналоге музыкальных ступеней. Работы этого объединения петербургских художников отличаются колористическим и жанровым разнообразием: вокруг храма вспыхивают разноцветные звезды, белоснежная Венера возлежит на траве в болоте, на белые горы наползает пестрый осенний лес. Выставка приурочена к празднованию юбилея Победы.
Среда 19 мая
чествует знаменитого итальянского поэта, писателя, художника и кинодраматурга
Тонино Гуэрру
, который отмечает 90-летие. В фойе Эрмитажного театра открывается выставка, посвященная великому романтику ХХ века.
В Atelierbar (Ломоносова, 1) в рамках программы Film Forum Tour пройдет показ фильма Фатиха Акина «На краю рая» («Auf der anderen Seite»). Начало в 20.00.
В Союзе художников открывается выставка украинского живописца, акварелиста и дизайнера-графика Игоря Шипилина «Жизнь у моря»: романтические пейзажи Крыма лишены примет современной цивилизации, человек и природа в любви и согласии – Украина в работах художника выглядит землей обетованной.
AL Gallery приглашает на выставку Алексея Чистякова «Цифры»: абстрактные картины и объекты покрыты числами, которые, хотя и намекают своей стройностью на таблицу Менделеева, являются не номерами, а иероглифами, шифрами изображений.
Четверг 20 мая
Лондонцы
The Horrors
выступят в «
» перед концертом на московском фестивале AvantFest. И это, пожалуй, главное музыкальное событие недели: прошлогоднему релизу «Primary Colors» британских рокеров критики щедро отсыпали звезд (в
этот диск возглавляет семерку лучших альбомов) за выверенный «темный» нью-вейвовый звук с деликатными вкраплениями электроники и благородную трагичность. Начало в 20.00.
В
открывается выставка
Михаила Одноралова
, активного участника нонконформистского движения 1960-70-х годов. Как и многие коллеги, художник обращался к опыту авангарда и модернизма начала ХХ века, также задействуя приемы концептуализма и поп-арта. В 1980 году Одноралов уехал в Нью-Йорк, нынешняя выставка – первая в России с момента его эмиграции и только что прибыла из Третьяковской галереи.
The Cranberries также дадут свой первый в истории группы концерт в России – в Петербурге площадкой выбран ДС «Юбилейный». Ирландская группа (заметим, из города Лимерика) обрела популярность на заре 90-х благодаря удачному сочетанию мелодичного рока, уникального голоса Долорес О'Риордан и острой социально-политической тематики песен. Позднее их музыка стала более уравновешенной и спокойной, участники занялись сольными проектами (Долорес в одиночку уже приезжала в Россию). Теперь вновь объединившиеся Cranberries колесят по миру с золотыми хитами прошлых лет. Начало в 20.00.
Галерея Kremlin представляет проект Игоря Рудакова «Мои друзья президенты»: художник адаптирует язык соцреализма для создания ироничных и зрелищных образов главных лиц российского политического пространства. Горбачев в меланхолии, Кадыров танцует, Медведев с детьми, Путин-йог в состоянии просветления – политика превращается в декорацию, а то и в медитацию.
В большинстве кинотеатров Петербурга выходит новая (четвертая по счету) часть
«
»
. Теперь и в 3D.
Галерея «Моховая-18» представляет проект Дмитрия Кустановича
«В ожидании лета, или От черно-белого к цветному»
: в картинах ощущается пульсация ритмов природы и города, а фактура напоминает о традициях импрессионизма, экспрессионизма, ар-брюта. Художнику удается выразить мимолетные впечатления, и это сближает его картины с рисунками – своеобразная «живописная графика». На открытии выставки обещают показать, как Кустанович создает свои работы.
В прокат выходит
«
»
(«[Rec] 2») – продолжение испанского зомби-хоррора.
В Особняке Румянцева показывают инсталляцию японского мастера Эмико Танно «Мир бумажных кукол», составленную сотнями традиционных японских кукол из бумаги «васи». Эту бумагу с VII века изготавливают из древесины определенных пород, и благодаря своей эластичности и долговечности она считается незаменимым материалом для оригами.
Пятница 21 мая
В Концертном зале Мариинки стартуют «Звезды белых ночей», главный российский фестиваль музыкальной классики. За два месяца, не выезжая из Петербурга, получится составить адекватное представление о том, как обстоят дела в академическом секторе мирового музыкального рынка. Программа нынешнего фестиваля вновь утверждает Мариинский театр в статусе главного гастрольного агентства страны: звезд первой величины в таких количествах в Россию больше не привозит никто. Доказательство уже на концерте-открытии: в роли чтеца в «Царе Эдипе» Игоря Стравинского выступает Жерар Депардье. Начало в 21.00.
Галерея
показывает выставку Натальи Краевской
«Цепь связей»
: цветочки и котята, перья и стразы, шишкинские мишки и васнецовские Аленушки. Художница с дотошностью археолога исследует кич-культуру, неизменно любимую самыми широкими массами, – и одновременно признается в любви к ней.
В Мариинке в один вечер «Кармен-сюита» и «Симфония до мажор», столкновение двух эстетик: Москва–Гавана 1967-го и Париж–Нью-Йорк 1947-го. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев. Начало в 18.00.
Бывшая трикотажная фабрика, а ныне центр культуры «Красное знамя» (Большая Разночинная, 24), вновь наполнится шумом и суетой: 25 мониторов и 4 видеопроекции будут создавать атмосферу работы индийских заводов. Грандиозная видеоинсталляция «Фабрика» («La Fabrique») сделана видной французской художницей Таней Муро 4 года назад; в съемках участвовали 150 ткачей и ткачих из разных деревень южной Индии.
В киноцентре «
» стартует прокат фильма Наны Джорджадзе
«Метеоидиот»
, снятого на европейские деньги и по сценарию Ираклия Квирикадзе.
В
открываются выставки
Виктора Юльева
и
Марты Казанав
. Русский фотограф представляет серию «Спящие и другие», снятую в хосписах, домах престарелых и бомжатниках. Американская художница, напротив, людей не снимала – в ее фотографиях возникает перестроечный зимний Ленинград, холодный и размытый, особенно благодаря методу съемки без объектива.
Вильнюсский диджей
Deneez
входит в группу One Ear Stereo, попутно выпускает на своем лейбле литовских электронных музыкантов и выступает на джазовых фестивалях Европы. В бар «
» везет кипу виниловых пластинок с латинским джазом, классикой фанка, соула и трип-хопа. Начало сета в 23.00.
В
начинаются
Дни Норвегии
. До конца недели можно будет увидеть три фильма: «Мертвый снег», «Боевой пес» и «Ланч».
Галерея металла
представляет совместный проект петербуржца Егора Бавыкина и бельгийца Бруно Кристо
«Люди Hi-Tech»
. Скульптуры из металла, созданные двумя художниками, демонстрируют разные точки зрения: Бавыкин считает, что человека можно и нужно усовершенствовать, и создает серию «Бионика», тогда как Кристо боится, что это исказит сознание, и ваяет киборгов в доспехах.
Лофт-проект «
» устраивает акцию, посвященную велосипедам: выставка
«Dreams on Wheels»
расскажет об опыте Дании, где каждый третий житель постоянно ездит на «двухколесном коне», семинары, лекции и кинопоказы нарисуют счастливое будущее с велодорожками повсюду.
Суббота 22 мая
Джеймс Лавелл и Тим Голдсуорти, придумавшие в 1994 году
UNKLE
, дружат со школьной скамьи, а с тех пор подружились с огромным количеством именитых музыкантов, принимавших участие в их проекте: Том Йорк, Иэн Браун, Massive Attack, Ричард Эшкрофт, Ноэл Галлахер, DJ Shadow, Beastie Boys. 22 мая пионеры трип-хопа и гениальные компиляторы выступят в «
» с презентацией альбома «Where Did the Night Fall». Начало в 20.00.
В
премьера лирической комедии современного автора Майи Тульчинской
«Страсти по дивану»
в постановке Георгия Корольчука. В спектакле участвуют только представительницы прекрасной половины человечества: актрисы Тамара Абросимова, Валентина Панина, Нелли Попова и Александра Сыдорук. Начало в 19.30.
Группировка экстремального этно «Ива Нова» записала на студии «Добролет» пластинку
«К себе нежно»
– темпераментные русофильские композиции с использованием медного таза и полиэтиленовых пакетов. Покажут новую работу в клубе
. Начало в 20.00.
Воскресенье 23 мая
В Концертном зале
Валерий Гергиев
увенчает растянувшийся на сезон цикл симфоний Густава Малера исполнением неоконченной Десятой. Интригует, предпочтет ли маэстро продирижировать единственной завершенной композитором частью или все-таки выберет одну из реконструкций симфонии. Гвоздь программы – более чем равноценная замена заболевшей пианистки Элен Гримо нашим
Алексеем Володиным
, который исполнит Равеля. Начало в 12.00.
А на основной сцене Мариинского театра – «Кармен» Жоржа Бизе в неудобоваримой постановке Алексея Степанюка, осененной приездом двух мегазвезд западной сцены. В партии Микаэлы дебютирует
Анна Нетребко
, Дона Хозе споет один из самых востребованных в мире теноров
Массимо Джордано
: несколько недель назад те же певцы выступали на премьере «Кармен» в Венской опере. Начало в 19.00.
А в
в этот вечер
«Лебединое озеро»
– совсем иное, чем можно видеть в Мариинке. Восстановлена старая московская версия Горского и Мессерера, в самой Москве давно утраченная. И между прочим, гораздо более «старинная», чем привычная «ленинградская» редакция Константина Сергеева в Кировском-Мариинском театре. Начало в 19.00.
Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Дмитрий Ренанский (опера и классическая музыка), Инна Скляревская (балет), Василий Степанов (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: пресс-служба ТЮЗа им. Брянцева, пресс-служба Государственного Эрмитажа, circle-music, официальный сайт Музея-квартиры Набокова, пресс-служба AL Gallery, thehorrors.co.uk, kremlin-gall-ru.1gb.ru, «Каскад-фильм», Thierry Depagne/ Французский институт, Марко Борггреве/ mariinsky.ru.
«Фонтанка.ру»