Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Работа Обиженным работникам дадут год

Обиженным работникам дадут год

657
klerk.ru

Незаконно уволенным и потерявшим зарплату работникам могут продлить срок подачи исков. Сейчас они вправе обратиться в суд только в течение трех месяцев с дня, когда человек узнал о нарушении. В итоге поверившие в неоднократные обещания погасить долги по зарплате сотрудники недобросовестных компаний уже не успевают прибегнуть к помощи государства.

Срок давности по спорам об увольнении составляет всего месяц со дня вручения приказа. Внести поправки в действующий Трудовой кодекс РФ предложили депутаты Госдумы Надежда Герасимова и Клавдия Новикова. Они считают установленные сроки чрезвычайно малыми, а в большинстве случаев и создающими неоправданные препятствия для реализации права на судебную защиту. «Работник в индивидуально-трудовом отношении выступает «слабой» стороной. В отличие от работодателя, имеющего юридические и кадровые службы, работник, не имея юридического образования и не обладая специальными знаниями в кадровом деле, как правило, узнает о нарушении своих прав по истечении значительного промежутка времени», - пишут депутаты.

«Кроме того, часто на работника оказывается различного рода административное давление с целью скорейшего, даже сиюминутного, склонения к согласию с незаконными требованиями работодателя, под угрозой применения более жестких мер в случае непринятия его условий. Таким давлением на неграмотного работника, боящегося потерять и то малое, что у него есть сегодня, вынуждают согласиться с незаконными требованиями работодателя», – констатируют авторы законопроекта.

Месячный срок для оспаривания увольнения они также считают недостаточным: «После расторжения трудового договора работник, как правило, испытывает материальные трудности, находится в неопределенном состоянии относительно дальнейшего места работы. Вопрос нового трудоустройства и получения дохода для непосредственного каждодневного выживания является для него и его семьи первоочередным. Он затмевает любые другие, законные, но несколько рискованные возможности. К тому же они не могут дать в тот же день средства для существования, а детей надо кормить каждый день».

Надежда Герасимова и Клавдия Новикова также отмечают социальное неравноправие – эта же статья Трудового кодекса РФ дает работодателю год на подачу иска о возмещении работником ущерба. Для восстановления справедливости депутаты предлагают увеличить срок подачи исков об увольнении до трех месяцев, а для иных трудовых споров – до года.

Многие работодатели считают такие изменения излишними. По мнению Павла Смирнова, начальника отдела персонала петербургской книжной сети «Буквоед», увеличение сроков для подачи исков только усугубит ситуацию и негативно скажется на рынке труда: «Действующим законодательством права работника защищены гораздо лучше, чем права работодателя, налицо явный дисбаланс. По своему опыту могу сказать, что любому добросовестному работодателю все споры с увольняемым сотрудником гораздо выгоднее решать во внесудебном порядке. Компромисс при обоюдном желании сторон всегда можно найти».

Авторы поправок обращают также внимание на неоднозначность вопроса исчисления срока, который зависит от момента, когда работник «должен был узнать о нарушении его права»: «Как правило, подтверждением того, что работник осознанно принял последствия нарушений, являются подписанный им трудовой договор, ознакомление его с правилами внутреннего трудового распорядка, фактические действия работника, якобы свидетельствующие о знании им трудового договора, о нарушении его прав и т.д.».

Напомним, что вопрос обоснованности установленных сроков давности уже рассматривался Конституционным судом России. Он не усмотрел в спорной статье нарушений прав граждан, так как «по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд и не может быть признан неразумным и несоразмерным». В то же время при разрешении конкретного дела суд может признать в качестве уважительных причин пропуска установленного срока любые обстоятельства, имеющие существенное значение для конкретного работника. В том числе, дать оценку «опасениям наступления негативных последствий по службе в случае предъявления иска к работодателю».

Впрочем, сложившаяся в настоящее время судебная практика подтверждает, что зачастую служители Фемиды и сами не обращают внимания на предусмотренный Трудовым кодексом РФ трехмесячный срок и удовлетворяют иски, например, о взыскании задолженности по зарплате, даже если они поданы спустя год после ее невыплаты.

Справка:
Всего за I полугодие российские суды рассмотрели почти 430 тысяч исков сотрудников к работодателям (большинство было связано с оплатой труда). Из них более 408 тысяч (95 процентов) были удовлетворены. Всего в пользу истцов взыскали 11,5 млрд рублей.

Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях