Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино «Царь»: Страсти Иоанна по Лунгину (фото)

«Царь»: Страсти Иоанна по Лунгину (фото)

2 435

Завтра, 4 ноября, в общероссийский прокат выходит фильм Павла Лунгина «Царь», в котором замечательный актер Олег Янковский сыграл свою последнюю роль. Лента уже сейчас преподносится как важная веха современного российского кино. Предчувствуя что через пару недель вся страна окунется в горячую дискуссию по поводу этого кинематографического колосса, "Культурная столица" решила уже сейчас открыть диспут и дать возможность высказаться самым разнообразным людям. Первым взял слово обозреватель «Фонтанки» Кирилл Веселаго.

Лента повествует об одном из самых драматичных периодов правления царя Ивана Грозного — события картины разворачиваются в 1565-1568 годах. Выбор режиссёром этого времени не случаен: в объятой войнами, бедствиями и голодом Руси царю Ивану Грозному повсюду мерещатся «враги»: в каждом он видит предателя и отовсюду ждет измены. Руками своих верных слуг-опричников Грозный проливает кровь по всей державе и учиняет репрессии против инакомыслящих — в общем, параллели с советской и постсоветской властью вполне очевидны. Даже чересчур. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «История — что дышло»; повернуть её можно в любую сторону и на какой угодно угол.

В общем, идея не нова: огромное количество историков, драматургов, публицистов и писателей рассматривают Грозного как патологического тирана, деспота, палача и шлют в его адрес смачные проклятия. Нелепо было бы оспаривать, что Иван IV был правителем жестоким и деспотическим, что при нем стране существовал массовый террор, в ходе которого изуверскими пытками и казнями было уничтожено множество невинных людей. Тем не менее, количество всех жертв Грозного было сопоставимо с жертвами одной только Варфоломеевской ночи 23 августа 1572 года, в которой французский король Карл IX принимал личное участие.

Олег Янковский - митрополит Филипп

Но, как писал Достоевский: «Пусть в нашем народе зверство и грех, но вот что в нем неоспоримо: это именно то, что он, в своем целом, по крайней мере (и не в идеале только, а в самой заправской действительности) никогда не принимает, не примет и не захочет принять своего греха за правду!». Вполне естественно было счесть Ивана Грозного непревзойденным душегубцем, если уж он и сам это всецело признает. К тому же позднее, в 1582 году, Иван Грозный официально объявил о «прощении» (говоря современным языком, реабилитации) всех казненных им людей и передал в монастыри огромные деньги для их вечного поминания, по сути полностью признав их пострадавшими безвинно.

Дело, конечно, не в количестве жертв, не в покаянии царя и не в его добрых делах: просто явно одностороняя подача такой богатейшей личности — которой, безо всякого сомнения, являлся Иван Грозный, один из самых образованных людей своего времени, блестящий оратор, обладавший феноменальной памятью и богословской эрудицией; автор многочисленных посланий, стихир на Сретение Владимирской иконы Божией Матери и канона Архангелу Михаилу, — превращает историческую фигуру в плакатный оттиск, лишённый объема и жизни.

И во многом, конечно, эту «заслугу» с режиссёром должен разделить Пётр Мамонов — исполнитель роли Ивана Грозного. Павел Лунгин (впрочем, не только он) очень любит занимать Мамонова в своих проектах, и это немудрено: яркая внешность, несомненная харизма... Однако при всём при этом Грозный Мамонова — это яркий типаж, но никак не актёрская работа. Вялой скороговоркой Иван молится и кается (такое впечатление, что режиссёр включил эти эпизоды в фильм для проформы, для создания этакой «объективности», настолько невнятны и невзрачны эти фрагменты); Мамонов «заводится», когда царь «дуркует», здесь он — в своей стихии. Но трагедии сильной личности, раздираемой противоречиями, а весьма вероятно — и душевной болезнью (как сказали бы сегодня, параноидальной шизофренией или чем-нибудь в этом роде) — вот этой трагедии-то и нет. Есть лицедейство в царском костюме.

Петр Мамонов - Иоанн Грозный

И это особенно очевидно, когда в кадре появляются Грозный-Мамонов и Олег Янковский в роли друга царева детства, бесстрашного и преданного Богу праведника митрополита Филиппа (фильм даже носил рабочее название «Иван Грозный и митрополит Филипп»). Филипп поначалу утешает и вразумляет Ивана, а затем, когда действия монарха и его опричников доходят, говоря нынешним языком, до полного «беспредела», митрополит решается на публичное осуждение всесильного правителя. Митрополит Московский Филипп в Успенском соборе принародно отказывается благословить Ивана Грозного (несмотря на его троекратную просьбу об этом), во всеуслышание сказав: «За алтарем неповинно кровь льется христианская, и напрасно умирают». Филипп был сослан в Тверь и, по преданию, тайно убит там (в фильме убийство осуществляет собственноручно Малюта Скуратов). Пройдут годы, и Филиппа причислят к лику святых.

Однако нравственной дуэли между двумя величайшими людьми своей эпохи не получается: Личность с большой буквы в фильме только одна. Потому одна из самых страшных и самая запоминающаяся сцена в фильме — это когда прямо перед Филиппом-Янковским стоит дыба, на которой висит воевода Егор Колычев (Алексей Макаров), племянник митрополита Филиппа. От Колычева требуют признания, что дядя его — «вор», то есть предатель, но он из последних сил упрямо хрипит: «Не вор!». Надо видеть в этот момент лицо и глаза Янковского, сколько в них смертной муки. Затем Колычеву отсекают голову, после чего в качестве «подарка» подносят её Филиппу. «Поцелую уста несолгавшие!» – говорит митрополит и целует окровавленную голову.

Собственно кровавых сцен, казней и пыток в фильме не так и много. Но те что есть, сняты настолько подробно и натуралистично — будь то веселящиеся опричники, рубящие головы курам на дворе очередного «предателя», «подвальчик» Скуратова или сцена, когда опальных воевод выпускают на растерзание медведя, — что детей на такой фильм определённо вести не стоит.

Многие сцены картины красивы и эффектны (съёмки проводились в Суздале в Спасо-Ефимиевом монастыре, оператор-постановщик — американец Том Стерн). Юрий Кузнецов создал необычный и интересный образ «слабовольного» Малюты Скуратова, который пытает и убивает людей только потому, что это гораздо проще, чем отказаться. Иван Охлобыстин очень ярко сыграл юродивого Вассиана: это несомненно, одна из лучших актёрских работ. Иностранец Вилле Хаапасало появляется на экране в образе иностранца Генриха Штадена. Александр Домогаров был весьма на месте в роли боярина и воеводы, ловкого царедворца и одного из организаторов опричнины Алексея Басманова — несмотря на то, что роль эта в сценарии выписана почти эпизодически. Точно так же — по сути, совсем пунктиром — намечена в сценарии и роль Марии Темрюковны (Рамиля Искандер).

Александр Домогаров - Алексей Басманов



Разумеется, заводя речь об отечественной истории, необходимо различать две принципиально разные вещи: с одной стороны, реальное содержание и значение той или иной эпохи, того или иного явления, а с другой — нравственное отношение к этим эпохам и явлениям, их этическую оценку. На вопрос о том, почему Иван Грозный вышел у Лунгина таким двухмерным и двухцветным – «днем убивал, ночью молился», – режиссёр обиженно сказал: «Вам что, недостаточно того, что он злодей? Или вы с этим не согласны?». Упаси Бог возражать. Но нас-то звали на «историко-философскую драму», которая требует амбивалентного подхода к материалу, а не на выставку дорогого плаката.

«Может как человек я и грешник — но как царь-то, я праведен!» – говорит в фильме Грозный в одной из бесед с Филиппом. Понятно, что грех не воспользоваться повыдерганными из исторических источников фразами царя, чтобы задуматься о нынешней российской власти: приём действенный, хотя гораздо в большей степени публицистический, нежели художественный. Заканчивается фильм в том же ключе: на объявленную царём «потеху» – очередные публичные казни — никто не выходит. Площадь пуста. «Где мой народ?!.» – хрипит Грозный. И в этом, возможно, главная ошибка Лунгина: собственно народ крайне мало интересовал Ивана Грозного. И если говорить о «феномене русской власти» -- а именно так обозначил Лунгин главную тему фильма – то стоило поразмышлять как раз о том, что власти российской, не зависимо от исторического периода, до народа нет никакого дела.

Кирилл Веселаго
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях