События недели словно призваны представить публике разные институции, связанные с деятельностью художников. И искусство в них показывают разное. Учебное заведение хранит образцы из прошлого, мастерская дает жизнь проектам, галерея позволяет их реализовать, музей подводит итог достижениям. А масштаб – от известных живописцев прошлого до ведущих петербургских арт-деятелей.
Везде грязь найдет
В Мраморном дворце в среду 28 октября открывается персональная выставка Владимира Титова, главного специалиста по задворкам и бездомным в современной живописи. Его работяги и бомжи на лицо ужасны, но не утратили способности хохотать, флиртовать, грустить, резаться в карты, радоваться жизни. Энергично и жирно положенные краски словно имитируют грязь, в которой они существуют. Но этим отверженным не нужна революция, их и так спасут. Вокруг нежные, голенькие, белокожие ангелы с крыльями, которые то молятся за них, то поднимают с ними стакан. Когда-то Титов учился у видного нонконформиста, официального сумасшедшего Василия Ситникова, а в 1982 году перебрался в Париж. Но по-прежнему увлечен российскими дорогами и дураками и с удовольствием выражает свое сочувствие последним, упорно называя изображения писающих мужичков автопортретами.
Человек красит место
«Объект на районе» – мастерская художницы Ани Желудь, которая только в этом году участвовала в Венецианской биеннале (http://www.labiennale.org) и выставлялась в Русском музее, – это на проспекте Маршала Блюхера, 57, корпус 1, квартира 37, седьмой этаж. Метро далеко, зато потенциальные потребители рядом. С 28 октября в течение пяти дней здесь можно увидеть «Живопись на районе», одиннадцать работ местных художников из числа самых активных и известных. Петр Швецов, Петр Белый, Андрей Рудьев, Вероника Рудьева-Рязанцева, Илья Гапонов и Кирилл Котешов – теперь жителям Красногвардейского и Калининского районов не нужно ехать в центр за художественными впечатлениями. Современное искусство начинает обживать места на отшибе – и Желудь вместе с группой «Непокоренные», уверенно угнездившейся на Гражданке, настаивают на том, что «на районе» быть не менее важно, чем в центре. Дома и стены не мешают.
Лица художеств
С 30 октября в Музее Академии художеств будет работать выставка «Автопортрет и портрет художника», где собрано более ста произведений живописи и скульптуры с конца XVIII века до наших дней. Ранние авторские работы будущих преподавателей и профессоров, программные портреты, то есть задания на обязательные темы для получения академических званий, заказные изображения для Зала Совета – здесь тщательно коллекционировали всё, что могло послужить славе российского искусства. Парадные портреты полны атрибутов художеств – от кистей и мольбертов до гравюр и бюстов, бархат создает роскошные складки, а шелк лоснится; и рядом юные лица, полные вдохновения и уверенности в своем славном будущем. Центральное же полотно – коллективная работа Репина и его учеников, на которой наглухо застегнутые люди пристально разглядывают обнаженную натурщицу.
Как на этой картине не видно, кто кого писал, так и весь ХХ век в исполнении воспитанников Академии сливается в серый безжизненный соцреализм. Только иногда радуешься тому, как гармонично смотрятся рядом с современным художником не кисти и книги, а графин и стакан.
Люды, я любил вас
Лофт-проект «Этажи» 30 октября покажет большую ретроспективу актуальных петербургских художников, которые делали проекты в галерее «Люда». Эта галерея родилась благодаря договоренности Петра Белого и владелицы кирпичного гаража в проходном дворе на Моховой, 42 в течение одного года использовать его для выставок. Белый назвал галерею в блатном духе по имени щедрой меценатки и занялся кураторством. В течение последнего года «Люда» жила в чрезвычайно активном ритме: каждую неделю по выставке, да еще акции и видеопоказы.
Правда, на 49 м2 галереи встречались в основном одни и те же лица местной арт-тусовки, а события происходили стихийно, но это позволяло художникам обкатать идею или проект, создавало фон для культурной жизни. Целый год «Люда» притягивала к себе всё самое жизнеспособное в городе – от «митьков» до «новых тупых», но ее эпоха завершилась. Пятьдесят два проекта, по одному на неделю года, британский видеоарт и французская анимация – вполне возможно, что по итогам галерея, которую мы потеряли, окажется значительней многих здравствующих.
Ольга Лузина
Фонтанка.ру