В массовой драке на именинах в результате ножевых ранений погиб один человек – сообщили бы в сегодняшней криминальной хронике. Героев поножовщины мы знаем со школьной скамьи: погибший – Ленский, убийца – Онегин. Такой поворот известного сюжета предложил Борис Эйфман в новом балете «Онегинъ. Online», премьера которого состоялась 3 марта на сцене Александринского театра.
Онегин с ножом – как разбойник - в первый момент шокирует. Однако, оправившись от шока, начинаешь признавать правоту Эйфмана: ссора из-за несерьезного флирта с девушкой приводит к страшному итогу, а что есть орудие преступления - неважно. Да, дуэль у Пушкина сопровождается красивым ритуалом, но, по сути, ничуть не отличается от любого другого убийства.
Эйфман постоянно обращается к классической литературе, выбирая для своих балетов самых известных авторов и самые известные произведения. «Идиот» и «Братья Карамазовы» Достоевского, «Убийцы» Золя, «Поединок» Куприна, «Мастер и Маргарита» Булгакова, последние новинки: «Анна Каренина» Толстого, «Чайка» Чехова. Дошло дело и до Пушкина.
Название должно свидетельствовать, что герой с фамилией, написанной по правилам старой орфографии, шагнул из прошлого и стал не просто нашим современником. Он – тот, с кем мы взаимодействуем непосредственно, вживую, одним словом, оnline. «Я перенес, - говорит Эйфман, - пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится, и жизнь диктует новые правила». Такой постмодернистский прием не нов. Для Эйфмана важен не сам прием, а результат. Роман Пушкина назван «энциклопедией русской жизни», вероятно, потому, что очень точно отразил эпоху. У Эйфмана – другая эпоха, и правда - другая. С концепцией хореографа можно соглашаться или спорить, но то, что она четко выстроена и доказана, сомнению не подлежит.
Начало спектакля сразу захватывает, интригует: 1991 год, путч. Мелькают знакомые до боли кадры, лица Ельцина и Собчака, машет крыльями кордебалет из «Лебединого озера». Лихие девяностые годы ломают судьбы героев спектакля, смешивают понятия добра и зла, но не лишают тяги к любви и добру. Татьяна (Мария Абашова) и Ольга (Наталья Поворознюк) мало похожи на пушкинских героинь, это современные девушки, которых обстоятельства нынешней жизни лишают возможности обрести простое человеческое счастье. Впрочем, главное внимание Эйфман уделяет мужчинам – их образы получились ярче женских.
Ленский, юноша с романтической внешностью и гитарой, этакий поэт-бард, в исполнении Дмитрия Фишера кажется изначально вычеркнутым из жизни. Ему нет места в прагматическом мире, и не случись неожиданной стычки с лучшим другом, конец был бы все равно печальным. Зато Генерал (Сергей Волобуев) – сильная личность. Слепой, он не чувствует себя калекой. Напротив, это хозяин жизни, которому достается главный приз – Татьяна. Но в центре внимания хореографа – Онегин (Олег Габышев). Акцент делается на двух темах – рождении любви к Татьяне и покаянии за смерть друга. Последняя тема постепенно преобладает и становится главной в неожиданном финале. Эйфман умеет эффектно заканчивать спектакли, не стал исключением и новый. На глазах светского общества муж любимой Татьяны убивает Онегина тем ножом, которым тот лишил жизни Ленского. И когда оказывается, что эта сцена – плод воображения героя, становится понятно, какая страшная мука терзает душу убийцы.
Спектакль хорошо срежиссирован: динамичная череда эпизодов не дает зрителю скучать. Хореография Эйфмана невероятно трудна. Уровень подготовки артистов вызывает и восхищение, и уважение. Труппа как всегда работает с азартом. По слаженности кордебалет не имеет себе равных. Удачны окрашенные чувственностью дуэты Онегина и Татьяны и Онегина и Ленского.
Для своих спектаклей Эйфман часто выбирает музыку разных авторов и соединяет ее по принципу коллажа. Такой способ редко бывает удачным. Эйфман же умеет очень точно собрать из кусочков единое целое. В «Онегине» музыка Чайковского (не привычная для уха оперная, а взятая из разных произведений композитора) смонтирована с музыкой Александра Ситковецкого в записи рок-группы «Автограф». Казалось бы, несовместимые вещи, но у Эйфмана в очередной раз получилось.
Декорации Зиновия Марголина эффектны и не загромождают сцену – на заднике многофункциональная простая по виду (но не исполнению) конструкция – она смотрится то мостом, то набережной, то дорогой на Голгофу.
На премьере был ажиотаж, супераншлаг, десант зрителей из Москвы. Но Театр Бориса Эйфмана, не имеющий своей сцены в родном городе, смог показать новый спектакль всего один раз. Масса поклонников, не попавшая на «Онегина», теперь должна ждать лета, когда труппа вернется с зарубежных гастролей.
Лариса Абызова,
«Фонтанка. ру»
Онегин: поножовщина оnline
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ