Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Кто на новенького?

Кто на новенького?

334
Валентин Илюшин

Уход Елены Образцовой из Михайловского не стал неожиданностью для тех, кто на протяжении последнего времени следил за жизнью этого театра. Тенденция происходящего в Михайловском прослеживается вполне отчетливо: дебютировав на поприще директора, удачливый бизнесмен г-н Кехман поначалу окружал себя «звёздными» именами, стараясь привлечь внимание публики к театру, а власть предержащих – к собственной персоне.

Уход Елены Образцовой из Михайловского, оккупировавший в последние дни топ-позиции всех информационных лент в области культуры, тем не менее, не стал неожиданностью для тех, кто на протяжении последнего времени следил за жизнью этого театра. Тенденция происходящего в Михайловском прослеживается вполне отчетливо: дебютировав на поприще директора, удачливый бизнесмен г-н Кехман поначалу окружал себя «звёздными» именами, стараясь привлечь внимание публики к театру, а власть предержащих – к собственной персоне. По мере достижения последней цели медийные персоны «отпадали»; и вскоре Кехман легко расстался с Александром Сокуровым, с Андреем Могучим, с Андреем Анихановым, и так далее.

Весьма симптоматично, что в согласии с принципом «отряд не заметил потери бойца» теряются не только люди, но и должности: сегодня в театре нет главного режиссёра, главного дирижёра; Елена Образцова в данном случае – тоже лишь вершина айсберга.
Вообще, деятельность г-на Кехмана легко укладывается в нехитрые строфы советских песен: ныне явно идёт процесс развала «старого мира до основанья» – с тем, видимо, чтобы «кто был никем», вдруг стал всем.

«Положение, мне предложенное, на удивление хорошо: я – всевластный хозяин театра, не уступающего по размерам Венской опере… отвечать я буду только перед министром и один росчерк пера предоставляет в моё распоряжение целое сокровище в один миллион флоринов», – так писал домой после своего назначения в Королевскую венгерскую оперу Густав Малер, всю свою жизнь стремившийся к абсолютной власти в театре. В Венской опере Малеру удалось этого добиться: он управлял оркестром, хором, певцами и репертуаром; постановками и созданием декораций, его власть распространялась на костюмерные и даже места общего пользования. Однако не следует забывать, что гениальный композитор и великолепный дирижёр, чьим девизом всю жизнь было: «Дисциплина и труд плюс труд и дисциплина», был выдающейся личностью буквально планетарного масштаба.

Личность, масштаб личности – это тот фактор, который привёл к небывалому расцвету и нью-йоркскую Метрополитен опера под руководством легендарного директора Рудольфа Бинга (который, кстати, в 1935-46 гг. совместно с выдающимся режиссёром Эбертом обеспечил своим директорством мировую славу Глайндборнскому оперному фестивалю); миланский театр Ла Скала стал в новейшее время «Меккой мировой оперы» благодаря легендарному Артуро Тосканини, а затем – своему директору Паоло Грасси, разглядевшему и пригласившему в театр молодого Клаудио Аббадо; затем пришло время Риккардо Мути. За примерами далеко ходить не надо: Юрий Темирканов незадолго до того, как оставить Мариинский театр, привел оркестр и труппу в полное соответствие с мировыми стандартами и создал две постановки с превосходным балансом режиссуры и музыкального воплощения, выступив в них в качестве дирижера и режиссера-постановщика одновременно. Уходят личности – и театры неминуемо входят в периоды регресса или стагнации (что, кстати, сегодня демонстрируют те же примеры Ла Скала и Метрополитен).

Однако само понятие личности, похоже, вызывает у г-на Кехмана нечто вроде идиосинкразии: по его словам, «все проекты этого сезона обойдутся и без художественного руководства». Директор театра заявляет прессе: «У меня и так предложений по постановкам, солистам и дирижерам хватает лет на семь». Знакомо, не правда ли? У вас нет горячей воды, течёт крыша, а в ЖКХ отвечают: «Ну что вы хотите, у нас заявок – на год вперёд!». Советское время знало опыт Персимфанса – первого в мире оркестра без дирижёра. Возможно, скоро мы увидим счастливый опыт создания в отдельно взятом театре постановок без режиссеров, оркестра без дирижеров – и будет это небывалым прорывом в искусстве Санкт-Петербурга.

Свой уход Елена Образцова прокомментировала следующим образом: «Я вижу свое обязательство перед артистами и обществом выполненным – Михайловский театр уже не будет забыт... Я готова и дальше помогать Михайловскому в огромном деле создания великолепного ансамбля». Но о каком «великолепном ансамбле» может идти речь, когда в двух взятых напрокат постановках «Сельской чести» и «Любовного напитка» [ссылка: http://www.fontanka.ru/2008/05/28/108/ ] были заняты в основном приглашенные певцы, а единственный опыт создания собственного ансамбля – «Евгений Онегин» Станиславского-Дотлибова – не дожил до премьеры? Ряд увольнений, незаметных и «громких», да череда скандалов – увы, пока главный «творческий урожай» оперной труппы.

На вопрос «Фонтанки», насколько судьба театра должна быть зависима от его руководителя, режиссёр Александр Сокуров ответил следующее:
– Прежде всего, директор театра никак и никоим образом не может вмешиваться в собственно художественные решения театра. Для этого существуют главный дирижёр, режиссёр, балетмейстер, и так далее. Компетенция директора – это корректные, в рамках закона, действия по обеспечению функционирования творческих коллективов.
– Как вы могли бы прокомментировать последние события в оперной труппе театра?
– Создаётся впечатление, что Валентина Матвиенко подписала некий особый контракт с В. Кехманом, по которому он становится одновременно и директором, и главным дирижёром, и балетмейстером… Как будто губернатор отдала ему театр в частное пользование. Хотя должен сказать, что начиналось всё это совсем не так, и Валентина Ивановна мечтала о создании в Михайловском театра, который бы соответствовал самым высоким мировым стандартам. К моему глубокому сожалению, всё ограничилось «евроремонтом». И я в данном случае не имею в виду отмену моей «Орестеи», [ссылка: http://www.fontanka.ru/2008/05/20/050/ ] что было шагом сугубо политическим: речь идёт о каком-то тотальном наступлении на фундаментальную культуру, которое уже даже больше похоже на войну. В городах, образ которых неотделим от своих оперных театров – Лондон и Ковент Гарден, Милан и Ла Скала, Нью-Йорк и Метрополитен Опера и так далее – не думают об экономической выгоде или «окупаемости» и не отдают театры, образно говоря, в руки того, кто больше заплатит: там оперные театры поддерживаются и городом, и страной. Потому что все прекрасно понимают, что высший престиж и лучшая инвестиция – это культура страны.

Но г-на Кехмана переполняет оптимизм: «Тот стиль работы, который был выработан за долгие годы застоя, привел к тому, что без резких движений не могло быть развития». То есть, залог развития – в резких движениях. Затем прозвучали обещания ещё более заманчивые: «Михайловский театр, и вы это увидите в ближайшие три года, предоставит самым прогрессивным людям возможность реализации». Опять неувязка: за более, чем год «новой власти» дирекция не нашла «прогрессивных людей» и просит ждать этого события ещё три года?

Г-н Кехман также заявил, что в ближайших планах театра – «организация отдела планирования, консультантами которого должны стать госпожа Образцова, московский педагог по вокалу Дмитрий Вдовин, а также знаменитая певица Рената Скотто и не менее знаменитый режиссер Лилиана Кавани. Этот отдел обязан выработать репертуарную политику театра на три-пять лет вперед». Фантастика! Оставим за скобками компетентность вокального педагога в области репертуарной политики: наверное, было бы логично пригласить его для работы по специальности: в труппе театра хватает певцов с вокальными проблемами. Но очень бы хотелось посмотреть, как всесильный директор Михайловского театра «обяжет» великую примадонну, благополучно преподающую в Нью-Йорке, и известную режиссёра кино и ТВ, несколько раз по случаю поставившую веристские оперы (обе дамы уже давно разменяли восьмой десяток), «выработать репертуарную политику» вверенного ему заведения!

«Мы надеемся, что Елена Васильевна продолжит работу с нами в области мастер-классов, а также поиска новых солистов и новых дирижеров», – сообщил Владимир Кехман. Но опять-таки: мир музыкального театра тесен, а репутация – упрямая вещь. На момент публикации этой статьи и балетмейстер Георгий Ковтун (хореограф недавнего «Спартака»), и режиссёр Михаил Дотлибов подтвердили автору, что Михайловский театр в лице генерального директора г-на Кехмана не заплатил им ни копейки. Певцы, что в начале прошлого сезона переметнулись из «Санктъ-Петербургъ Опера» в Михайловский, сегодня проделывают тот же маршрут – но в обратном направлении.

А в Михайловском артисты тем временем заключают шутливые пари: кто падёт жертвой следующего «громкого» скандала – главный приглашённый балетмейстер Олег Виноградов или худрук балетной труппы Фарух Рузиматов?

Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях