Впервые в России введены Федеральные авиационные правила обслуживания пассажиров. До сих пор действовала инструкция, придуманная исключительно для «Аэрофлота» в 1985 году. Новый стандарт ставит интересы пассажиров выше экономических амбиций авиакомпаний, хотя не предусматривает серьезных санкций к нарушителям.
Федеральные правила, утвержденные Министерством транспорта России еще в июне, только в конце сентября прошли регистрацию в Минюсте. Они вступят в силу через 10 дней после официального опубликования. Несмотря на новшества, большинство российских авиакомпаний могут вздохнуть свободно: туристический сезон, сопровождающийся многочасовыми задержками, позади.
Он шел на Одессу, а вышел к Херсону
Советские правила позволяли самолетам «Аэрофлота» (тогда – единственной авиакомпании СССР) летать по заветам матроса Железняка – летели в один город, а оказались в другом. Так, авиакомпания имела право без предупреждения изменить расписание, маршрут, отменить, прервать, перенести, задержать выполнение любого своего рейса. Т.е. купили билет в Париж, а улетели в Урюпинск - на законном основании! Уже в наше время рейсы иногда задерживали ради банальной экономии: зачем гонять полупустые самолеты с интервалом в несколько часов, если можно пассажиров обоих рейсов усадить на один борт? То, что люди куда-то опоздают, отечественные авиакомпании не волновало. Из-за такой экономии некоторые фигуристы, доблестно защитившие честь страны на Олимпиаде в Турине, чуть было вообще не остались в России.
Теперь изменить расписание и маршрут можно только если этого требуют условия безопасности полетов, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией. Правда авиакомпания может объяснить задержку рейса необходимостью устранить техническую неполадку – безопасность важнее всего. Европейские нормы не считают неисправность лайнера форс-мажорным обстоятельством: серьезные авиакомпании должны иметь резервный борт или, на худой конец, готовы платить немалые компенсации пострадавшим пассажирам. Наше законодательство освобождает от ответственности таких нерадивых перевозчиков.
Защищены права туристов, отправляющихся чартерными рейсами: они теперь должны летать не как угодно, а в соответствии с планом (графиком). По действующей инструкции 1985 года согласие пассажира следовать чартерным рейсом рассматривается как его согласие со всеми условиями договора фрахтования (чартера) воздушных судов, даже если он его не видел и не мог увидеть (турфирмы считают эти документы коммерческой тайной). И авиакомпании могли задерживать такие рейсы на несколько часов без всяких объяснений – заказчик-барин.
В то же время федеральный стандарт отчасти лишает пассажиров иных прав, предусмотренных ранее действующими правилами. Так, стандартная норма провоза багажа по билету экономкласса составляла 20 кг. По новым правилам - норму определяет авиакомпания, но она не может быть меньше 10 кг на одного пассажира.
Накорми и довези
Компании обязаны обеспечить пассажиров элементарными условиями на время ожидания. Даже если рейс задерживается по погодным условиям хотя бы на два часа, пассажиры имеют право на два телефонных звонка (в т.ч. международных) или два сообщения по электронной почте, обеспечение прохладительными напитками. Если задержка больше четырех часов – горячим питанием, более восьми часов в дневное или шести часов в ночное время – размещением в гостинице с бесплатной доставкой. Во всех ситуациях авиакомпания должна обеспечить хранение багажа, а также предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет.
Вот только неясны многие технические вопросы. Что значит гостиница? Хостел, а может общежитие на 10 человек в комнате? Нормативы к минимальному комфорту не установлены. Равно как и продолжительность, например, телефонного разговора: дали один аппарат на 350 пассажиров аэробуса «Ил-86» – сами и ограничивайте друг друга. А главное не определены санкции за игнорирование всех этих требований. Да, если авиакомпания не предоставила тот же телефонный разговор, можно через суд взыскать потраченные на мобильную связь личные средства. А как оценивать обед? Или отель? В любом случае авиакомпании выгодно будет отказаться исполнять федеральный стандарт, т.к. письменные претензии предъявляет всего несколько процентов из пострадавших пассажиров, а до суда доходят единицы.
Также перевозчик обязан бесплатно доставить по указанному пассажиром адресу багаж, который был объявлен в розыск. Сейчас пассажиру чаще всего приходится самому ехать за своими чемоданами в аэропорт, хотя авиакомпании обещают такой сервис. Например, о доставке багажа прописано в правилах АК «Трансаэро», но она не заключила договор с «Пулково» и говорит пассажирам «увы». Опять же – никакой ответственности не установлено.
Утверждая новые воздушные правила, Министерство транспорта России впервые задумалось о правах инвалидов. Советская инструкция предусматривала «карательную санкцию» к лицам с ограниченными физическими способностями. Например, за перевозку пассажира, нуждающегося в транспортировке на носилках, взимался тариф с надбавкой в 200 процентов независимо от того, сколько мест в воздушном судне фактически занимают носилки. Новый стандарт допускает брать плату только за предоставление дополнительных мест на воздушном судне. Авиакомпания обязана также обеспечить перевозку инвалидов-колясочников и даже пускать в салон собаку-поводыря.
Павел Нетупский, специально для «Фонтанки.ру»
Российский авиастандарт: пассажир иногда прав
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ