Сегодня исполняется 60 лет со дня принятия самой демократической Конституции СССР – «сталинской».
Без всякой иронии можно утверждать, что утвержденный 5 декабря 1936 года на Чрезвычайном VIII Съезде Советов Союза ССР Основной закон обещал невиданные даже на сегодняшний день права граждан на участие в управление страной (а это есть демократия). Ни о какой руководящей роли Коммунистической партии нет ни слова – пресловутая 6-я статья появится много лет спустя.
«Билль о правах» гарантировал советским гражданам свободу слова, свободу печати, свобода собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций. Причем государство взяло на себя не только декларирование прав, но и обеспечение их предоставлением трудящимся типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий.
Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки не имела никаких исключений (по действующему российскому законодательству можно и слушать телефон и входить в квартиры «при необходимости»).
Общие принципы федерального устройства сохранились до сих пор. Федеральный центр (СССР), суверенный союзные республики (ныне – субъекты Федерации), автономные республики (ныне такого статуса нет), местные советы.
За каждой Союзной республикой сохраняется право свободного выхода из нерушимого СССР. Сформулирован принцип суверенитета республик – им принадлежат права по регулированию любых вопросов, не отнесенным к союзному ведению.
Как и сейчас – две палаты парламента (Верховного Совета СССР), избираемые по территориальному (Совет Союза – по одному депутату от 300 тысяч избирателей – прообраз Государственной думы) и федеративному (Совет национальностей – по 25 депутатов от каждой республики – Сенат или Совет Федерации). Причем сенаторы (депутаты в Совет национальностей) также избирались прямым голосованием граждан, а не назначались губернаторов или региональной думой, как в современной России.
Высшими органами исполнительной власти СССР и республик считались Советы народных комиссаров (правительство). Сегодня министров назначает единолично президент, в 1936 года комиссаров должен был избирать Верховный Совет.
Конституция СССР не предусматривала статусы первого лица страны – главы государства. Таким образом, ни Сталин, ни Хрущев не обладали конституционными полномочиями. Формально высшим должностным лицом был председатель Президиума Верховного Совета СССР – Михаил Калинин (во времена Хрущева – Анастас Микоян).
Хотя надо отметить, что были в сталинской Конституции и другие «демократические» нормы. Например: «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа». «Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж – караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние». Как советская власть использовали эти нормы, знают все...