Сенсации не произошло: «Пятый канал» выиграл у самого себя тендер на 29 федеральных телечастот. Правда, это лишь предварительные итоги – победу «Пятерке» присудили со следующей формулировкой: «комиссия согласилась с предложенной концепцией, но так как была предложена только одна заявка, продлен срок подачи заявлений на 14 дней (с момента опубликования официальных результатов), в случае отсутствия дополнительных заявок победителем будет объявлено ОАО «Телерадиокомпания «Петербург».
Выигрыш, если он будет утвержден, позволит «Пятерке» наконец-то целиком охватить просторы нашей Родины. В том числе и проникнуть в первопрестольную, телевизионный рекламный рынок которой только в этом году аналитики оценили в 240 миллионов долларов. До сих пор «Пятый канал», с 1 октября ставший федеральным, не имел вещания на Москву.
В том, что именно «Пятому каналу» достанется победа в соревновании с самим собой, не сомневался никто. Вечером 1 ноября закончился прием заявок на конкурс, концепция которого предусматривает появление «общенационального канала российских регионов». Почему, кроме «Пятерки», к конкурсу так никто и не проявил интерес? Можно предположить, что другие телекомпании отказались от участия, считая это для себя бесперспективным.
Новый конкурс был объявлен под тем же девизом создания телеканала для регионов, что и предыдущий, который «Пятерка» выиграла в январе текущего года – на право федерального вещания в 41 регионе (не считая Петербурга и Ленобласти). Как заявляла ранее председатель комитета по печати Алла Манилова, у петербургского канала есть хорошие шансы получить и оставшиеся неохваченными региональные частоты. «Мы будем участвовать в каждом таком конкурсе», - заверила Манилова. И, действительно, «Пятерка» участвует.
На вопрос корреспондента «Фонтанки» о том, почему же ТРК «Петербург» оказался единственным конкурсантом, в Росохранкультуре отвечать сначала отказывались, а потом сослались почему-то на замедление цен на жилье в Москве и дороговизну организации такого вещания. По словам чиновников, «игроков, способных выложить за участие в конкурсе круглую сумму», на медиа-рынке страны немного. Согласно условиям, размер единовременной платы для подачи заявки составляет 26,7 миллионов рублей. Плюс стартовый взнос (он равняется еще 2% от этой суммы).
Среди возможных причин «конкурсной монополии» могли стать и изменения в составе акционеров, произошедшие недавно. Напомним, в августе была объявлена дополнительная эмиссия акций. После нее контрольный пакет телерадиокомпании, по прогнозам, может перейти к структурам петербургского акционерного банка «Россия». Его совладельцем и председателем правления является Юрий Ковальчук (по старательно муссируемым слухам, он, как и Олег Руднов (держатель 25% акций телекомпании), – близкий друг Владимира Путина). На подготовку же к федеральному вещанию были потрачены 25 миллионов долларов от предыдущей эмиссии (в результате которой город потерял контрольный пакет акций), проведенной в 2005 году. Ранее руководство телекомпании заявляло, что самоокупаемости компания должна достичь к 2009 году. По словам Марины Фокиной, генерального директора «Пятого канала», рекламные доходы в 2005 году выросли в 5 раз по сравнению с 2004 годом.
Любопытно, что бюджет, которым распоряжается «Пятый канал», до сих пор не раскрыт. Однако, как признавались ранее председатель совета директоров ТРК «Петербург» и председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Манилова, он в десятки раз меньше, чем у лидеров телевизионного рынка.
Список потенциальных городов вещания ТРК «Петербург» широк. Однако до недавнего времени основной проблемой развития канала эксперты называли отсутствие вещания в Москве, где сосредоточен основной рекламный потенциал. Впрочем, победа в этом конкурсе, возможно, не принесет «Пятерке» дополнительных доходов. Директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергей Веселов заявил корреспонденту «Фонтанки»: «Все будет зависеть от рейтингов канала, которые влияют на количество рекламы. Если они наберут рейтинг, к примеру, в 10%, то речь будет идти о десятках миллионов долларов, если же только десятые доли процентов – это будут куда меньшие суммы. Московский рынок в этом году составляет порядка 240 миллионов долларов. Результат будет в случае, если «Пятерка» проникнет во все квартиры Москвы».
На телевизионном рынке этот канал намерен стать четвертым после Первого канала, «России» и НТВ. Правда, четвертым не по рейтингу или размеру аудитории, а по статусу, который официально звучит как «общенациональный канал российских регионов». К концу 2007 года руководство телеканала рассчитывает получить 1,5% аудитории в регионах вещания.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру