В среду профсоюзные активисты, защищающие права докеров Морского порта, сделали, пожалуй, самое громкое из своих заявлений. На встрече с журналистами они обвинили руководство порта в преднамеренном развале предприятия, которое сейчас их работодатель пытается организовать в интересах прибалтийских портов.
По мнению профсоюзных лидеров, администрация порта намеренно затягивает конфликт относительно коллективного договора, не желая идти на компромисс с профсоюзами. Как заявил сегодня консультант портового комитета Российского профсоюза докеров Михаил Попов, руководство порта делает все, чтобы довести ситуацию до обострения, парализовать работу порта и, в конечном счете, развалить предприятие. «Развал петербургского порта, прежде всего, будет выгоден прибалтийским портам, на которые перекинется грузооборот», - пояснил он.
Представители забастовочных комитетов первой, второй и четвертой стивидорных компаний пообещали, что ни за что не пойдут на поводу у администрации и не допустят остановки работы порта. При этом они пояснили, что форма проведения бессрочной забастовки, которую намечено начать 30 августа, станет известна в пятницу, после заседания забастовочного комитета. По предварительному решению, стивидоры прекратят обслуживать не все грузы, а только их часть. Скорее всего, забастовка может отразиться на обработке грузов Новолипецкого металлургического комбината, который принадлежит датскому продавцу металла «Jysk Stalindustri». В прошлом году эта компания купила контрольный пакет акций Морского порта и теперь управляет им в интересах НЛМК. Между тем, как сообщили сегодня профсоюзы, доля грузов НЛМК в общем потоке грузов крайне мала, а следовательно, забастовочная акция не отразится на работе порта.
В среду заместитель председателя портового комитета РПД морского порта Владимир Петров заявил, что поддержку им уже выразили другие профсоюзы и общественные организации. В частности, по словам Петрова, с позицией портового комитета согласен и глава Федерации профсоюзов Владимир Дербин. Официальная реакция со стороны Смольного пока отсутствует. Руководитель комитета по транспортно-транзитной политике Андрей Карпов в конце июля направил губернатору Валентине Матвиенко письмо, в котором выразил собственную оценку ситуации. Предложения по внесению изменений в трудовой договор, предложенные руководством порта, Карпов нашел вполне обоснованными. Но заметил, что администрация проигрывает профсоюзам в проведении агитационной компании на предприятии.
Уже известно, что принимать участие в трудовом конфликте не намерены собственники порта. В КУГИ, который владеет 28-процентным пакетом акций порта, заявили, что не будут вмешиваться в конфликт. Аналогичную позицию заняли и в Российском фонде федерального имущества, которому принадлежит 20 процентов акций порта. Напомним, что одним из основных требований администрации порта является упразднение существовавшей ранее процедуры обязательного согласования с профосоюзом при принятии решений по трудовыми вопросами и возможность профсоюза блокировать их принятие. Теперь работодатель согласен только «учитывать мнение». Как считают профсоюзные активисты, если статья с формулировкой «учет мнения» будет прописана в колдоговор, то профсоюзы не смогут защитить основные права работника – в том числе, и спасти от незаконного увольнения. А значит, превратятся в формальный орган.
Кроме того, работодатель готов увеличить заработную плату работникам на 1 процент, но только за счет упразднения в колдоговоре статьи, куда перечисляются средства на организацию спортивно-оздоровительной деятельности. На эти цели профсоюзные ячейки трех стивидорных компаний ежегодно получают около 6 миллионов рублей. При этом в администрации порта утверждают, что профсоюзы по ней не отчитываются. Сегодня представители РПД не готовы отменять расходы по спортивно-оздоровительным статьям, поскольку считают, что это негативно отразится на здоровье докеров. Члены забастовочных комитетов трех стивидорных компаний заверили, что будут настаивать на своих требованиях до конца и заставят работодателя подписать приемлемый для них коллективный договор.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру