В России впервые проводится столь масштабная выставка, посвященная итальянскому искусству ХХ века. Как ни странно, многие достижения итальянских художников пришлись именно на период правления Муссолини.
Как ни странно, многие достижения итальянских художников пришлись именно на период фашизма. В отличие от других тоталитарных стран, свобода художников в фашистской Италии ничем не ограничивалась даже тогда, когда героем произведения становился сам Муссолини. Убедиться в этом можно, посетив в Эрмитаже выставку «Футуризм. Новеченто. Абстракция».
В России впервые проводится столь широкомасштабная выставка, посвященная итальянскому искусству ХХ века. Оказался охваченным период с 1900-го по 1970-й год, а разные стили итальянского искусства представляют 75 полотен из музеев Милана, Рима, Турина, а также частных собраний Бергамо, Венеции и Лугано.
Как уже видно из названия, выставка состоит из трех разделов, посвященных соответственно футуризму, новеченто и абстракции. Футуризм – самый ранний из всех стилей, представленных на выставке, и демонстрируется в Эрмитаже впервые. В 1909-м году поэт Маринетти опубликовал манифест футуризма. «Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесконечного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище... Музей и кладбище! Их не отличить друг от друга — мрачные скопища никому не известных и неразличимых трупов», – провозглашал Маринетти. И его слова услышали.
Действительно, самым модным и «революционным» городом был Париж, в то время как в Италии все было достаточно консервативно. Бесконечные палаццо, Колизей, галереи старинной живописи... Все это было хорошо знакомым. Никакими современными достижениями итальянцы в то время похвастаться не могли, что творческих людей очень удручало. В этот самый момент появляется группа людей, уловивших витавшие настроения начала века – оптимизм, веру в технический прогресс и возможности человека... Призыв Маринетти стал декларацией футуристов. Вокруг поэта возникла группа итальянских художников, которые поддержали его.
Само слово «футуризм» пришло из Италии и в Россию – у нас, правда, его предпочитали называть «кубофутуризмом». Именно с футуризма, прославлявшего дерзость, бунт и неукротимую энергию и призывавшего презирать женщин, началась новая эра итальянского искусства. На выставке в Эрмитаже можно увидеть картины таких футуристов, как Карра, Балла, Боччони, Северини, Прамполини и других. Все эти художники стремились забыть о достижениях прошлого и наполняли свои работы беспокойными ритмами. Вокруг футуристов то и дело вспыхивали скандалы – например, билеты на свои выступления они продавали таким образом, что на одно и то же место в зале «претендовали» пять-шесть зрителей. Начиналась ругань, а то и драки, а за футуристами закрепилась слава поистине эпатажных личностей. Благодаря им появился определенный стиль поведения авангардного художника, который остается актуальным и по сей день.
Однако вскоре некоторые художники начали отрицать некоторые принципы футуризма, и в результате противодействия появилась «метафизическая живопись» с ее словно замороженными фигурами. Подобная «замороженность» очень хорошо иллюстрируется статичными, холодными полотнами Джорджо де Кирико. В принципе, в «метафизической живописи» чувствуется сильное влияние строгого, холодного классицизма, замедленность итальянской архаики.
Против футуризма выступили и члены группы «Новеченто» («ХХ век» по-итальянски), которую, кстати, поддерживал сам Муссолини Живописцы Карра, Кампильи, Казорати, Мартини называли свое искусство «народным» и обращались к Возрождению и классицизму. Это была борьба за «чистое итальянское искусство», отречение от всего иностранного, чуждого национальному стилю. В 1926-м году возникает официальное движение «Новеченто Итальяно», управлявшее художественной жизнью страны через Фашистскую академию и Национальный фашистский синдикат изобразительного искусства. Один из интереснейших экспонатов на выставке – скульптурный портрет Муссолини, выполненный Ренато Бертелли в 1933-м году. Что удивительно, портрет выполнен не в фас, а в профиль. Голова Муссолини как бы застыла в круговом вращении.
После второй мировой войны господствующим направлением в Италии стал абстракционизм, на волне которого художники Фонтана, Бури и Мандзони стали настоящими знаменитостями. А противостоял абстракционизму неореализм с его самым ярким представителем Ренато Гуттузо.
Выставка открыта до 10 апреля.
Александра Балуева
Фонтанка.ру