Реформа театра нужна, но не такая, какой ее видит российское правительство – в этом убеждены руководители, режиссеры и актеры известных петербургских театров. Свое отношение к последним инициативам правительства, касающимся реформы театра, выразили Семен Спивак, Кирилл Лавров, Александр Галибин, Андрей Толубеев, Константин Тачкин и другие видные деятели театра.
Председатель петербургского отделения театральных деятелей Николай Буров, обрисовал главную проблему: «Если открыть справочник «Желтые страницы», то выяснится – в Петербурге 78 театров. На самом деле их то ли меньше, то ли больше – от 76 до 82. Есть у нас театры без площадок. И вообще все постоянно меняется. Из петербургских театров лишь один – театр Константина Тачкина - полностью самостоятелен. Три федеральных – БДТ, Мариинский, Александринский. Около 20 городских. Есть театры муниципальные, районные, областные. Действительно, содержать столько театров государство, возможно, не в состоянии. Но, тем не менее, возникает ощущение, что из Петербурга в очередной раз хотят сделать полигон для эксперимента».
Такой вывод Буров сделала из исторических реалий. Когда строили Останкинскую башню, сначала проверили высоту на Петроградской стороне. Когда делали телецентр, сначала построили его в Петербурге, а затем в Москве, с учетом нашего опыта. Сейчас все то же самое – на Питере опять будут экспериментировать.
Самое печальное, что сегодня, по словам Бурова, театры даже не знают точно, чего бояться. Петербургские театралы сейчас похожи на «ежика в тумане» - слышат страшные звуки и пугаются. «Может быть, конечно, в тумане окажется добрая лошадь. Но слишком много слухов и страхов. Невозможно делать реформу в таких условиях – без всякой правовой базы. Сначала необходимо принять закон о театре, который много лет лежит в недрах думы. Закон о спонсорстве и меценатстве, который позволил бы бизнесменам помогать театрам так, чтобы это не вредило им самим. А реформа... вот, в министерствах прошла реформа. Вы думаете, они стали работать лучше? Теперь бумага застревает не только на вертикальном, но и на горизонтальном уровне», - считает Николай Буров.
Мы столько лет боролись за то, что руководить искусством не надо – ему нужно просто помогать, - страстно вступил в разговор Андрей Толубеев. – И вот опять начинается то же самое. Суть предложений, как я понимаю, в том, что театры будут разделены на две категории – одним государство будет помогать, другие отправят в свободное плавание, заодно придушив налогами. Я тут не за себя горло деру. Неважно сколько таких «избранных» театров будет у нас – три или десять. Важно другое: кто и как будет выбирать. И главное - зачем? Судя по последним публикациям, идея реформы исходит даже не от чиновников, а от двух московских театральных деятелей – Захарова и Фокина. Причем Марк Захаров испугался сам, увидев со стороны созданного монстра, а вот Фокин - нет.
Фокин во многом говорит правильные слова. Да, государство не может содержать сотню театров. Да, действительно, невозможно уволить из театра артистов, а значит - некуда приходит молодым. Невозможно - потому что это значит обречь их на голодную смерть. На 2100 рублей пенсии не проживешь. Но что предлагается? Превратить все петербургские театры в бульварные? У нас нет нескольких десятков Басилашвили, Мигицко, Фрейдлих и Алексахиных. Следовательно, шанс выжить только один - менять репертуар. Заодно отправленные в свободное плавание театры придушат налогами. Это даже хуже, чем татаро-монгольское иго, - там хотя бы последнее не отбирали, судя по летописям.
По мнению Андрея Толубеева, подобная реформа чревата тем, что серьезный репертуар уйдет, хотя по Достоевскому, может быть, и поставят пару мюзиклов. Думу больше волнует пиво и закон о СМИ, определяющий, что можно писать, а что нельзя. А принять закон о меценатстве она не может.
В подобном духе высказывались все присутствующие. «Проводить реформу без правовой основы - это катастрофа», - заявил главный режиссер Александринского Александр Галибин. Представляющий актерский цех Носков обращал особое внимание на необходимость социальных гарантий. «Невозможно жить на сегодняшнюю зарплату. Актерам приходится работать на телевидении, в сериалах, ночных клубах. Сосредоточиться на работе над спектаклем почти невозможно» - признался он. Семен Спивак, руководитель Молодежного театра на Фонтанке, который явно не попадет ни в какие списки избранных, особое внимание уделил необходимости единства: «Если мы не выступим все вместе против реформы, то сначала уничтожат маленькие театры, а потом возьмутся и за театры с брэндами».
Разговор продолжался долго, но участники его так и не избавились от ощущения «ежиков в тумане». Ситуацию усугубляло то, что никаких документов относительно театральной реформы никто до сих пор не видел. До театрального Петербурга доходят лишь разнообразные слухи о грядущей реформе.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру