Петербургский рынок алкоголя, один из крупнейших в России, стал более открытым для иногородних производителей. На днях была отменена обязательная маркировка напитков крепче 12% так называемым региональным контрольным знаком (РКЗ).
По оценкам участников рынка, ежемесячно (не считая декабря) в Петербурге продается приблизительно 7,5 млн бутылок водки. По данным маркетинговой компании "Бизнес-Аналитика", на рынке водки крупнейшими игроками являются петербургские производители "ЛИВИЗ" (42,4% рынка) , "Ладога" (20% ) и "Нива" (2,8% ), а также такие компании из других регионов, как РВВК (3,9% ), "Веда" (4,4% ) и Киришский БХЗ (3,7% ).
В конце прошлой недели губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев подписал распоряжение, которое отменяет действие сразу нескольких документов, вышедших во второй половине 1998 г. , когда Смольный был озабочен установлением контроля над алкогольным рынком. Наряду с РКЗ были упразднены также УП "Петербургалкогольконтроль", которому были переданы полномочия по продаже РКЗ, и система уполномоченных компаний. Из 152 дилеров и производителей только 17 имели статус уполномоченных компаний, которые на своих складах могли клеить местные акцизные марки. Остальные должны были проводить свою продукцию через уполномоченных, чьи услуги обходились около 2 руб. за бутылку. Стоимость РКЗ составляла еще 1,5 руб. С учетом расходов на логистику, полагает представитель компании "Сварог ", экономия теперь составит около 5 руб. на бутылку.
По мнению местных участников рынка, упразднение системы контроля приведет к усилению позиций иногородних производителей. "Раньше ГУП старалось не продавать марки иногородним, теперь этот барьер отсутствует", - говорит Павел Эльяшевич, генеральный директор ГУП "Главснаб мэрии Санкт-Петербурга". По его оценке, сейчас производители водки из других городов занимают все вместе не более 30% , а к началу следующего года водка из других регионов может занять до 50% петербургского рынка.
Представители петербургских заводов утверждают, что готовы к борьбе с "варягами", однако более подробно комментировать ситуацию отказываются.
В Москве и Московской области пока примеру Петербурга следовать не собираются - все бутылки до сих пор обклеиваются тремя марками: акцизной, региональной специальной и РКЗ. Местных производителей это только огорчает. "Я считаю региональную спецмарку достаточной защитой от дешевой некачественной водки", - говорит Игорь Поляков, учредитель подмосковного завода "Столичный трестъ". По его мнению, особой пользы от РКЗ нет, а вот неудобства велики. Необходимость клеить еще одну марку снижает производительность линий розлива примерно на 30% , не говоря уже об удорожании продукции.
А вот в Татарстане с отменой региональных знаков местное производство уже успело изрядно пострадать. В 2000 г. производство водки в республике составило 7,5 млн дал, а по итогам этого года ожидается падение до 5,5 млн дал. Что не удивительно, ведь раньше в Татарстане иногородняя водка практически вообще не продавалась.
Ведомости