Дефицит мест в образовательных учреждениях заставляет новоселов в первую очередь думать, будет ли рядом с новостройкой школа в принципе, чтобы отдать туда ребенка. Но просто построить уже недостаточно: девелоперы стремятся создавать современные учебные заведения и делать их конкурентоспособными, чтобы в погоне за баллами ЕГЭ и престижем не пришлось возить детей на другой конец города.
Участники круглого стола «Фонтанки» рассказали, что девелоперы сегодня вкладывают в понятие «современной школы» и может ли она стать центром притяжения всего района.
Новый взгляд на школы
Хотя в первую очередь строительство школ решает вопрос дефицита мест в детских учреждениях в новостройках, девелоперы думают не только о том, чтобы выполнить обязательства, но и о том, как в целом сформировать среду в новых районах.
— Ведущие девелоперы отходят от формального подхода к созданию соцобъектов — теперь это не просто выполнение обязательств перед жителями и городом, а важная часть формирования комфортной среды, — говорит Яна Грозовская, директор по внешним связям «Самолет Страна». — География жилого строительства все больше смещается в районы, где недостаточно готовой инфраструктуры, поэтому ее приходится зачастую создавать заново общими силами застройщика и власти. Жители все больше внимание уделяют близости детских садов и школ к дому, их качеству как в архитектурном, так и в образовательном плане. И застройщики это учитывают в своих проектах, а город — в требованиях к соцобъектам.
Уход от типовых вариантов при строительстве социальных объектов — устойчивый тренд последних нескольких лет. «Несмотря на ограничения, которые связаны с необходимостью работать по устаревшим санитарным нормам и правилам, нам удается школы и детские сады сделать красивыми и современными, — подтверждает Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест». — В каждом нашем квартале у социальных объектов индивидуальный архитектурный стиль, а к оформлению внутренних помещений мы привлекаем дизайнерские студии. Большое внимание уделяем грамотному зонированию пространства, качеству планировочных решений, навигации, созданию удобных функциональных зон. Все это залог психологического комфорта учеников».
При этом школа — крупный квартальный элемент, и при строительстве учреждения возникают дополнительные задачи: например, как встроить его в улично-дорожную сеть микрорайона, отметил Денис Смирнов, директор службы по развитию продукта Группы «Эталон».
— Нужен корректный маршрут, чтобы ученики младших и средних классов могли сами дойти до школы или доехать на велосипеде, оставив его там, а после школы пошли бы на кружки или домой, — пояснил он. — Кроме того, у этого участка надо обеспечить ротацию автомобилей, особенно утром, когда много детей привозят на машинах. И это только первый слой со своими факторами — дальше можно говорить об актуальном виде школы, планировке, дизайне, которые делают школу современной.
Важна также готовность администраций регионов к работе в связке с девелоперами.
— С одной стороны, есть нормативы, а с другой — современные требования к комфортной среде, которые между собой почти не «дружат», — пояснил Денис Смирнов. — То есть школа должна быть, это факт, но сделать так, чтобы она не стала «выбитым зубом» на территории — просто ограниченным забором участком без включения в жизнь района, — это нетривиальная задача.
В качестве оформляющегося тренда эксперт также отметил появление образовательных кластеров, когда школа и садик, другие образовательные учреждения становятся все вместе частью большой пешеходной зоны.
Чем больше район новой застройки, тем больше требуется социальных объектов.
— Наши объемы строительства жилья и соцобъектов уже почти сравнялись, — говорит Дмитрий Калинин, директор проекта «Северная долина» компании «Главстрой Санкт-Петербург». — И серьезное смещение акцентов в сторону школ и садиков становится общегородским трендом, который в том числе задает администрация. Важно учесть все нюансы, чтобы в будущем образовательный объект успешно функционировал. Для этого мы уже на этапе проектирования и затем строительства взаимодействуем с директорами будущих школ и детских садов. Мы согласовываем проектные и дизайнерские решения, предусматриваем все необходимое оборудование и наполнение учебных классов и других помещений.
Строительство большой школы решает вопрос физической нехватки мест, но сам масштаб порождает новые вопросы.
— В Новой Москве мы строим школы уже примерно десять лет. Наш первый объект был довольно масштабный — школа на 1775 мест. В течение первого года его эксплуатации мы поняли, что такие размеры подразумевают и сложности. Например, в части построения логистики и навигации, — говорит Юлия Чернец, руководитель проектов строительства объектов социальной инфраструктуры ГК «А101». — На основе этого и последующего опыта мы выработали принципы проектирования, отличающиеся от нормативных на тот момент, и сейчас активно их совершенствуем и продвигаем.
По ее словам, помимо основной задачи — передачи знаний и навыков детям — школа должна стать более открытой для районных сообществ. Эта открытость выражается в первую очередь в возможности использования образовательной, творческой, технической и спортивной инфраструктуры школ не только учениками, но и их родителями, а также просто жителями соседних домов. Девелоперам и местным властям это помогает оптимизировать затраты на создание социальных объектов: расширение функционала школы гораздо дешевле, чем строительство отдельно стоящих объектов. А сами школы при таком подходе становятся настоящими центрами культурной жизни районов, констатирует эксперт.
— В школе дети проводят большую часть дня. Они не только учатся, но и общаются, отдыхают, заводят новых друзей, раскрывают свои таланты. Важно, чтобы у них было достаточно места для этого. Поэтому в школе в квартале «IQ Гатчина» мы создали центральное общественное пространство с прозрачным атриумом, из которого открывается доступ в остальные части здания: холлы и рекреации. Здесь все воспитанники начинают и заканчивают день, — рассказывает Ян Фельдман. — Особенность другой школы в квартале «Янила» — использование экостиля и его составляющих в дизайне внутренних помещений. Например, реечный потолок в цвет дерева, деревянные текстуры, графические изображения деревьев в оформлении учебных кабинетов. Большое внимание уделено зонированию общественных пространств, созданию декоративных ниш для встроенных мест отдыха и витрин с грамотами и кубками учеников. Все эти элементы добавляют комфорта, что важно для процесса обучения.
— Сейчас задача девелопера, застройщика — именно комплексное развитие соответствующей территории, — говорит Дмитрий Сухотин, генеральный директор ООО «Дудергофский проект» (группа компаний «БФА-Девелопмент»), застройщик жилого квартала «Огни Залива». — Например, в состав жилого квартала «Огни Залива», рассчитанного на 14,5 тысячи жителей, входят не только жилые дома, но и школы, детский сад и поликлиника. Вся квартальная инфраструктура выдержана в едином архитектурном стиле, сочетается с остальными параметрами квартала: инсоляцией, благоустройством, внутренними дорогами и проездами транспорта, парковками и др. Таким образом, внутри квартальной застройки появляется единая продуманная и функциональная социальная инфраструктура, удобная для всех жителей. Архитектурные фантазии проектировщика и застройщика находятся под контролем городского комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, что не мешает им оставаться авторскими.
Сложно и крайне интересно
Важный вопрос: что должно быть в современной школе, помимо необходимых классов для обучения. Денис Смирнов отметил важность того, чтобы на ее территории были дополнительные объекты-аттракторы. Например, в одном из новых районов такой точкой притяжения стал скейт-парк — туда приходят дети после уроков.
— В нашем будущем проекте в Омске мы создали нечто похожее — там тоже есть скейт-памп-парк. Это значит, что в 14 часов после школы все дружно двигаются туда. И если такой объект находится на школьной территории, то родители будут спокойны, что дети не болтаются непонятно где, — отметил он. — Также мы ратуем за аккуратное встраивание школы в среду и за компромисс с современными требованиями безопасности. Да, их надо выполнять, но это не значит, что школы должны превращаться в полностью перекрытый поликарбонатом «загон» для детей, — все должно быть прозрачно и открыто.
При этом создавать школу стоит не исходя из вкуса какого-то конкретного человека из администрации района или школы. Нужен профессиональный подход, считает Денис Смирнов:
— Крупные девелоперы, в том числе «Эталон», сами стали экспертами и новаторами в области разработки объемно-планировочных решений, технологий и дизайна. Это большой объем внутренних стандартов и методологий девелопера. Но и продвинутые администрации городов не отстают. Например, техзадание на детский сад в Москве занимает 300 страниц, на отделку — около 1000 страниц.
— У «Самолета» свой продукт и понимание комфортной среды в школе, где ребенок остается большую часть дня. В современных школах в обязательном порядке должно предусматриваться размещение просторных учебных классов и тематических кабинетов, в том числе медицинских и спортивных, собственные бассейны и спортивные зоны, — продолжила Яна Грозовская. — В оформлении фасадов и отделке мы фокусируемся на лаконичном дизайне, добавляя акценты в виде, например, муралов. Важно, чтобы учебные заведения соответствовали требованиям времени и способствовали формированию качественного образовательного процесса и раскрытию способностей.
— У «Самолета» выработаны стандарты строительства соцобъектов, — дополнила Яна Грозовская. — Цель — не просто построить эти объекты по существующим нормативам, а создать все условия для развития юных талантов. Поэтому стандарты «Самолета» повсеместно применяются при проектировании и строительстве социальных объектов. Туда включены и стандарты по оснащению школ, размещению необходимых учебных классов, оформление входных групп и фасадов и многое другое. Проекты школ прорабатываются не менее скрупулёзно, чем проекты домов.
Для больших районов новостроек актуален вопрос: построить одну большую школу или несколько маленьких. Но оба варианта можно реализовать качественно.
— В «Северной долине» мы активными темпами строим самую большую в Выборгском районе школу на 1750 мест, в октябре приступим к возведению еще одной, которая станет седьмой в этом районе, — говорит Дмитрий Калинин. — Для того чтобы и в большой школе «не теряться», мы четко выделили группу младших классов почти на 800 учеников. Блок начальной школы будет полностью автономен и оборудован всем необходимым: отдельным входом, несколькими спортзалами, столовой, бассейнами, собственным актовым залом с театральной студией. Так что ее ученикам практически не придется пересекаться со старшеклассниками.
По словам Юлии Чернец, архитектура и функционал должны учитывать неоднородность населения новых районов: здесь преобладают жители с маленькими детьми, поэтому доля младших классов непропорционально велика и доходит до 70%, а старшие классы недозагружены. Поэтому школы должны быть прогрессивно спроектированы и иметь возможность менять функционал помещений.
Последние российские и мировые наработки в архитектуре учебных заведений предполагают максимально эффективное использование пространства. Например, ГК «А101» отказалась от актового зала, который эффективно используется всего несколько раз в году. Его роль исполняет просторный мультифункциональный атриум, сердце школы: здесь проходят лекции и занятия, демонстрируются видео и представления, он же — любимое место встреч учеников. Максимальная функциональность всех помещений достигается также за счет гибкой системы стен между классами, которая позволяет трансформировать их под потребности учебного процесса.
Все эти подходы ГК «А101» использует и при сооружении учебных заведений в петербургской агломерации.
Дмитрий Сухотин добавил, что все проекты строительства школ проходят соответствующие экспертизы, которые позволяют не только соблюдать нормативы, но и наполнить школы максимальным количеством функционала с точки зрения как учебы, так и дополнительных развивающих кружков. Так что ответы на вопрос, какой должна быть современная школа, можно увидеть в строительных нормативах.
— В жилом квартале «Огни Залива» строятся школы на 1100 и 825 учеников, эксплуатировать которые планируется под единым административным управлением. Строится общая для двух школ большая спортивная зона, включающая футбольное поле, волейбольную и баскетбольную площадки, места для прыжков в длину и в высоту, дорожки для бега на 100 м и круговые дорожки, — пояснил он. — Для распределения потоков учеников для младших школьников на первых этажах предусмотрены отдельные учебные блоки со своими отдельными входами. В здании размещен весь набор классов, кабинетов и других помещений, внутри в каждой из школ есть спортивный блок из двух бассейнов с чашами 25х11 м и 6х10 м, учебно-спортивного зала и двух залов для занятий физкультурой и хореографией. Кроме того, запроектирована столовая на 574 мест, актовый зал на 600 мест, библиотека с читальным залом, медицинский блок. Обе школы будут введены в эксплуатацию в 2024 году.
Под присмотром или в сотрудничестве
Есть учебная программа, которую формирует даже не директор школы, а правительство РФ, города в лице соответствующих министерств. Это и выражается в нормативах как федерального, так и регионального уровня, по которым создается школа, подчеркнул Дмитрий Сухотин. Как при проектировании, так и в процессе строительства школ застройщик активно взаимодействует с представителями районной администрации, учитывая пожелания по планировкам и функциональному наполнению, основанные на многолетнем опыте эксплуатации и современных тенденциях развития образовательной и строительной отраслей.
Дмитрий Калинин отметил, с одной стороны, достаточно четкую позицию властей по обязательствам по строительству социальной инфраструктуры, с другой стороны — практическую помощь всех органов власти со строительством, вводом и подключением объектов к сетям.
— Строить не просто бетонные коробки, а самодостаточную территорию со всем необходимым — требование рынка. Поэтому в вопросах создания социальной инфраструктуры администрация и застройщик работают сообща. Мы активно взаимодействуем и с администрацией Петербурга, и с администрацией Ленинградской области по развитию инфраструктуры, — комментирует Яна Грозовская.— Например, на ПМЭФ в этом году мы подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве с Ленинградской областью. Соглашение предусматривает возведение трёх детских садов на 3385 мест и восьми школ на 8295 мест, а также сопутствующую инженерную и дорожную инфраструктуру.
— В Москве, например, все системно и структурировано в плане требований к объектам, и там в этом плане удобно работать, так как результат понятен. В Петербурге, скорее, сами девелоперы предлагают решения, — говорит Денис Смирнов. — Администрации активно включены на этапе начала стройки и стадии создания проекта, комитеты по образованию районов подключаются еще до начала строительства. Также часто еще до окончания стройки к процессу присоединяется будущий директор школы, и это важный момент для того, чтобы проект был успешен.
Конечно, внедрение современных подходов было бы невозможно без поддержки властей всех уровней, которые корректируют нормативы, чтобы строительство продвинутых школ в принципе было возможно, считает Юлия Чернец. По ее словам, как на федеральном уровне, так и в регионах видно желание профильных чиновников меняться вместе с нами и с потребностями учеников и педагогов.
— Ряд элементов наших школ уже приняты в качестве стандартов на федеральном уровне и в Москве, — заявляет Юлия Чернец.
Без опыта, но с перспективами
Несмотря на одинаковые образовательные стандарты, обучение в школах сильно отличается — об этом говорят и рейтинги ЕГЭ, и сарафанное радио, которое делает одни школы популярнее и престижнее других. Школы в новостройках — новые, без сложившейся репутации, поэтому зачастую родители, заинтересованные в дальнейшей судьбе своих чад, предпочитают возить детей подальше, но в проверенные варианты.
Но желание создать привлекательную среду в районе для девелопера заставляет идти еще дальше и участвовать в наполнении школы не только с инфраструктурной точки зрения, но и в плане образования. Доля участия девелопера в этом процессе зависит от его целей и подходов.
По словам Дмитрия Калинина, сейчас очень популярны IT-направления и робототехника, есть и финансирование для закупки оборудования, и подобранный преподавательский состав — все это в рамках общегородских программ.
— Тем не менее практика показывает, что этого может быть недостаточно: образовательный процесс надо наполнить содержанием, предоставить широкий выбор направлений и привлекать учеников, — говорит эксперт. — В нашем портфеле шесть построенных школ, в каждой из них есть более и менее популярные у детей и их родителей дисциплины. Чтобы предложить нашим маленьким жителям широкий выбор, мы активно взаимодействуем с федеральными центрами дополнительного образования разной направленности и ведущими вузами страны.
В школах «Главстроя Санкт-Петербург» реализуются совместные проекты с ГАСУ — на занятиях по урбанистике, по методам проектирования и технологиям строительного производства школьники могут понять, нравятся ли им такие специальности и готовы ли заниматься этим в будущем.
— Мы пошли еще дальше и создали внутри компании образовательное бюро, которое взаимодействует со всеми нашими школами, — говорит Юлия Чернец. — Оно отвечает за поиск ведущих педагогов, которые готовы обучать детей в новых условиях, комфортно чувствуют себя в школах нового формата и достаточно подкованы технически, чтобы на практике доносить до школьников материал в оборудованных лабораториях. Для этого ГК «А101» проводит совместно с департаментами образования программы привлечения таких кадров, в том числе предлагает учителям приобретать квартиры в своих проектах на улучшенных условиях. Педагогам надо создать условия, чтобы они могли прийти в полностью оснащенную школу и раскрыться в своей работе.
В сентябре компания обнародовала концепцию строительства в Лаголово школы на 920 учеников, где помимо комплекса классов, связанных с инженерными специальностями и судостроением, появятся художественная студия с гончарной мастерской, IT-полигон для изучения архитектурного проектирования, промышленного дизайна, компьютерной верстки и технологии создания веб-сайтов.
— Наш подход — где-то посередине между максимально активным участием в наполнении школы и предоставлением этого специалистам, — добавил Денис Смирнов. — Все-таки девелопер занимается бизнесом, а вложение в наполнение школ — это проект на много лет, и надо понимать, ради чего это делается. Если горизонт реализации долгий, и несколько проектов в одной агломерации собираются в один большой образовательный кластер, тогда эта стратегия имеет смысл, так как поднимается престиж локации.
— В нашей янильской школе разместился образовательный центр Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, — поделился Ян Фельдман. — Разработка совместной образовательной программы с одним из сильнейших вузов России — наша инициатива и очень актуальное решение на фоне острой нехватки квалифицированных строительных кадров в отрасли. На площадке учебно-методического центра Политеха ученики будут проходить специальные программы по направлению инженерно-строительных специальностей, заниматься в современных лабораториях, учиться работать с современными технологиями.
— Престижной школу делает коллектив, которым руководит опытный, грамотный, и при этом прогрессивный директор, а также ученики, в том числе в лице их родителей, — добавил Дмитрий Сухотин. — Не последнее место занимает современная высокотехнологичная материальная база школы. Учитель новой школы — это человек, готовый поддержать и объединить наших таких разных и таких замечательных детей, стать им не только наставником, но и другом.
Бесконечное развитие
Будущее школ в новых кварталах будет определяться как градостроительными нормативами, так и стремлением застройщиков сделать районы изначально привлекательными для семей с детьми.
— ГК «А101» специализируется на проектах комплексного освоения территории, основной целевой аудиторией которых являются семьи с детьми. А для них вопрос развитой социальной инфраструктуры и школы как основной ее составляющей — часто вопрос выбора квартиры. Так что наша задача — не просто выполнить нормы по обеспеченности районов нужным количеством мест в образовательных учреждениях, а в том, чтобы ученики и их родители были уверены в качестве получаемого там образования. Для этого мы создаем в них комфортную для детей среду и на практике прививаем им любовь к получению знаний. При этом наши школы стабильно занимают высокие места в рейтингах, а их ученики поступают в лучшие вузы, — говорит Юлия Чернец. — Так что развитие школ и поддержка педагогов — это работа на имидж компании, реклама наших районов. Мы уже переработали существующий зарубежный и российский опыт в плане архитектуры и педагогики и поставили строительство продвинутых школ на поток, а государство пошло навстречу, поменяв часть нормативов. Важно, чтобы этот процесс не останавливался.
— Сейчас у нас строится девять соцобъектов, и цель на следующий год — полностью синхронизировать ввод жилья и соцобъектов, — рассказал Дмитрий Калинин. — Во-первых, люди при заселении будут видеть, что у них есть эти объекты во дворе, ведь потребность в них возникает сразу же. И во-вторых, им не придется терпеть долгую стройку за забором рядом.
— Нам хочется, чтобы соцобъект быстро и гармонично встраивался в среду, был составной частью района, — подытожил Денис Смирнов. — Наша экспертиза в архитектуре и дизайне, генплане и благоустройстве уже позволяет понять, что подобный проект будет создавать добавочную ценность нашему основному бизнесу. Как девелоперы мы можем себе позволить самостоятельно и формировать требования к продукту, и направлять запросы по взаимодействию к властям — за свой более чем 30-летний опыт мы научились сочетать все это при формировании наших районов.