Сейчас

-6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-6˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -11

4 м/с, сев

764мм

72%

Подробнее

Пробки

1/10

Знать классику — полдела, главное — ее не цитировать. Кто из великих подведет под экстремизм?

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»/Архив
ПоделитьсяПоделиться

Против петербуржца завели дело о возбуждении ненависти или вражды за перепост в соцсети с цитатой Сартра. «Фонтанка» пригляделась к классикам, кто из них еще может подвести под статью.

В Приморском районном суде Петербурга 20 января рассмотрят дело о возбуждении ненависти или вражды (ст. 20.3.1 КоАП) на члена КПРФ Алексея Филиппова. Об этом со ссылкой на помощника депутата Заксобрания Петербурга Александра Рогожкина рассказала «Новая газета». Корень зла — во фразе «Любой антикоммунист —...[негодяй]», но пикантный момент — в том, что принадлежит она не подсудимому, а французскому философу Жану-Полю Сартру. И вместе с Филипповым на просторах соцсети «ВКонтакте» ее успели растиражировать еще 28 человек в России и 14 — за рубежом. Цифры выяснил не больше не меньше центр «Э» по просьбе Прокуратуры.

Если покопаться в книгах, довольно скоро станет ясно, что образованному человеку вообще сейчас должно житься непросто: демонстрировать свои наблюдения того, что «классика — современна» не стоит на примерах половины школьной программы. А уж если школу вы оканчивали еще при Союзе — тем более. Небось ведь, Ленина читали? А с ним бы надо осторожнее. Но об этом позже.

Как показывают поверхностные поиски, чаще всего великие грешили унижением по национальному признаку и оскорблением чувств верующих (причем еще до того, как религия была упразднена государственной идеологией). Да так бойко, что ницшеанское «Бог умер» — покажется цветочками.

Кстати, о Ницше: желающие могут найти на просторах интернета журнал «Научные труды Кубанского государственного технологического университета», а в его 5 номере за 2018 год — статью «Философские идеи Ф. Ницше как отражение радикального мировоззрения современной молодежи» (причем именно так, а не наоборот). Такая вот примета времени.

Итак, к классике — отечественной.

«Хозяин земли русской — есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус — это всё одно) — и так будет навсегда», — писал в своем дневнике Достоевский, за что его любят цитировать на различных площадках правого толка. А уж если учесть, что один из героев романа «Бесы» осмелился заявить, что «русский бог уже спасовал пред «дешевкой»»...

А какую крамолу разводил Есенин! Хоть и опубликовано стихотворение на сайте, подведомственном минкульту — а все же лучше воздержитесь от цитирования.

Я не из тех, кто признаёт попов,

Кто безотчётно верит в Бога,

Кто лоб свой расшибить готов,

Молясь у каждого церковного порога.

Но не дай бог вам в неподходящем контексте (или, что даже хуже, без него вообще) вспомнить Пушкина:

Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Если что, литературоведы в суде вам не помогут: они и сами не пришли к единому мнению, о ком тут высказался Александр Сергеевич, и не был ли это собирательный образ.

Но уж точно до добра вас не доведет Лев Толстой со своими афоризмами.

Вот так скажете где-нибудь, что, по словам классика, «рабство людей происходит от узаконений, узаконения же устанавливаются правительствами, и потому освобождение людей от рабства возможно только через уничтожение правительств» — и узнаете, что незнание 280 статьи УК не освобождает от ответственности за нее.

Впрочем, о том, насколько опасен именно Толстой, на «Фонтанке» уже рассказывал в своем «Особом мнении» Андрей Заостровцев. И неоднократно.

А Грибоедов? Из монолога Чацкого слов не выкинешь — еще в девятом классе учили:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Хотите слог посовеременнее, но о том же? Пожалуйста — Аполлон Майков:

Бездарных несколько семей

Путем богатства и поклонов

Владеют родиной моей.

Стоят превыше всех законов,

Стеной стоят вокруг царя,

Как мопсы жадные и злые,

И простодушно говоря:

«Ведь только мы и есть Россия!»

А на что вообще намекал Салтыков-Щедрин?

«Бояться бесшабашных советников я, конечно, считаю своею прирожденною обязанностью, но боюсь не потому, чтоб они представлялись мне преисполненными злобы, а потолику, поколику они являются вместителями казенного интереса, — писал он. — По казенной надобности они воспламеняются и свирепеют с изумительной легкостью, но в домашнем быту, и в особенности на водах за границей, они такие же люди, как и прочие. У большинства их есть семейства, в которых они являются нежными супругами и любящими отцами, а у некоторых, сверх того, имеются и француженки, которых они, разумеется, содержат на казенный счет».

Ну и, возвращаясь к Ленину. В 2012 году в его работах уже искали экстремизм — да причем по просьбе Главного научного сотрудника Института российской истории РАН. Тот обнаружил, что в письме Горькому вождь пролетариата, огорченный богоискательством писателя, заявил: «…всякий боженька есть труположство… всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза». Ну и еще много чего.

В общем, как любят писать в титрах кинофильмов, «любые совпадения случайны».

«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»/Архив

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close