Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество «Разве Петербургу нужен логотип?» Что хотели бы видеть випы культурного форума на метабренде города (фото)

«Разве Петербургу нужен логотип?» Что хотели бы видеть випы культурного форума на метабренде города (фото)

33 426
Фото предоставлено комитетом по развитию туризма

«Фонтанка» поговорила с участниками Международного культурного форума – от Пиотровского до Покраса Лампаса – каким они видят бренд Санкт-Петербурга.

Впечатленная презентацией нового метабренда Санкт-Петербурга, где город ассоциируется с голубым кружочком-солнцем, «Фонтанка» весь первый день форума, встречая в кулуарах знаменитостей, не могла не спросить: каким они видят логотип Петербурга. Среди участников оказались люди основательные и осторожные, увлеченные одни творческой, другие – финансовой стороной вопроса, и те, кто считает, что время логотипов вообще прошло.

Первым «Фонтанке» попался директор Русского музея Владимир Гусев. Скромно ожидая официальной церемонии открытия и выступления вице-премьера и министра культуры, он был рад, что на сей раз обращенный к нему вопрос не касался ни краж картин, ни выдачи их религиозным организациям, ни даже реконструкции Михайловского дворца. Но решиться пофантазировать ему было нелегко.

Владимир Гусев / автор фото Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

«Беда в том, что эти бренды так и рождаются – на бегу, – напрягся Гусев. – Надо хорошо, серьезно подумать. То, что показали, меня не так впечатлило. Хотелось бы видеть что-то узнаваемое в городе. Я не хочу обидеть тех, кто делал, но я хотел бы видеть символы петербургской архитектуры – то, по чему Петербург узнается».

На уточняющий вопрос, не видит ли он символ Петербурга прямо перед фасадом своего музея, директор Русского с радостью согласился: «Может быть, Пушкин аникушинский, да».

Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой вообще не понял петербургских проблем – с высоты федерального полета своей карьеры ему было легко выделить главное, при этом никого не обидев.

Михаил Швыдкой/скриншот с сайта YouTube

«Ну, ребят, ну перестаньте! – опешил он, узнав цену вопроса. – У вас есть потрясающий логотип – у вас есть Клодт, у вас есть Петр I, куда еще больше? Есть столп Александрийский – вот вам символы Петербурга, которые знают во всем мире. Зачем придумывать что-то новое?»

Не стал внедряться в петербургскую повестку министр культуры Владимир Мединский.

Владимир Мединский / автор фото Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

«Разве Петербургу нужен логотип? Само слово «Петербург» – это уже торговый знак», – кратко ответил он.

Неожиданно фанатом дела и истинным профессионалом в вопросе оказался художественный руководитель театра «Мюзик-холл» дирижер Фабио Мастранджело.

Фабио Мастранджело / автор фото Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

«Если честно, я очень увлекаюсь этими делами, – признался он. – Когда я создал свой первый камерный оркестр еще в Канаде, «Виртуозы Торонто», я сам придумал лого, и, по-моему, очень даже неплохой. Конечно, мосты – это хорошая идея. Мосты нам нужны всегда. Слава богу, Петербург является культурной столицей, а культура, мы знаем, выполняет именно эту роль – всегда создавать мосты. И мне кажется, что это должно присутствовать. Мне объяснили, что в этом логотипе что-то такое есть. Если честно, я не очень понял. Но тот факт, что присутствует эта идея, – уже хорошо. Может быть, надо что-то доделать, улучшать – если это последняя версия. Пока еще не всё понятно. Концепция хорошая, но реализация как-то не полностью соответствует тому, что они хотели показать».

Оказался собственный опыт работы по внедрению логотипов и у директора ГМЗ «Гатчина» Василия Панкратова.

Василий Панкратов / автор фото Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

«Моя жизнь вся вокруг центра Петербурга, каких-то истасканных символов, поэтому мне все время приходят в голову либо ангел, либо кораблик – это же обычные вещи. Мне кажется, что и уходить-то от этого не нужно, потому что это настолько укоренено в сознании, эта красота Петербурга через какие-то его зримые знаки, что я бы в любом случае бы взял какой-то такой знак. То, что известно всем. Зачем что-то новое придумывать – мне не очень понятно в данном случае».

«Я в Гатчине пытался уйти от гатчинского фасада, гатчинских башен – и мне не удалось, не прижилось, – вспомнил он. – Мы делали какой-то другой, современный «экологический» логотип – он прожил года четыре. И я просто почувствовал, что нет. Петербург это что-то такое основательное, и мне кажется, что эта основательность должна быть на логотипе. Другое дело, что нужно современными методами это делать. Есть множество хороших дизайнеров, которые это обыграют по-новому. Но я бы все равно оставил те же самые образы».

С радостью среди участников форума «Фонтанка» обнаружила Покраса Лампаса – художник имел моральное право выразить точку зрения молодого поколения и был рад это сделать. Видно было, что сюжет его беспокоил.

Покрас Лампас / автор фото Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

«Ужасный вышел логотип, я считаю, что это для города неприемлемо – и с точки зрения художественной ценности, и с точки зрения работы дизайнера, и с точки зрения актуальности, – расстроился он. – Работа проигрывает абсолютно всем вообще брендингам современных городов, и я считаю, что Петербург достоин быть на одной карте именно с ними. Я считаю, что версия, которую предоставил Артемий Лебедев, была достаточно сильной, которая уже стала ассоциироваться с городом. Поэтому мое мнение, что нужно вернуть логотип Артемия Лебедева, это гораздо более сильное высказывание».

Худрук Александринского театра Валерий Фокин ответил со свойственной ему иронией и уклончивостью.

Валерий Фокин / автор фото Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

«Я не могу так сразу сказать, это слишком серьезный, крупный, яркий город – и не только в этой стране, но и вообще в мире, – надо подумать. А если еще и семь миллионов заплатят – я вообще буду думать активно».

А вот директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому было проще всех. Но – нет, он назвал не Эрмитаж.

Михаил Пиотровский / автор фото Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру

«Логотипы Петербурга есть, и их два: Александровская колонна и кораблик на Адмиралтействе, – не раздумывая, ответил он. – Что тут говорить?»

Зато Эрмитаж назвал за него директор студии «Союзмультфильм» Борис Машковцев.

Борис Машковцев / скриншот с сайта YouTube

«Наверное, у меня для Петербурга первая ассоциация – классическая: это Петропавловка, разводные мосты и Эрмитаж. И, да, конечно, – всё вместе, в этом же прелести анимации, что всё вытекает в одну картинку, – размечтался он. – Я понимаю, что географически они не в одном пространстве, но для логотипа у меня Петербург – именно эти вещи. И для меня Петербург -- город мягких цветов, он расслабляет, так что по цвету – что-то пастельное».

Но самые разоблачающие новости привез из Черногории галерист Марат Гельман.

Марат Гельман / автор фото Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

«Мне кажется, вообще время логотипов проходит, в целом важна динамичная история, а не статичная, как значок, – поставил он под сомнение сам вопрос. – Наверное, поэтому все и возмущаются. Не нужно больше значков создавать. Нужна какая-то история. Спор о знаке казался мне существенным 10 лет назад, потому что за знаком что-то дальше шло, а сейчас уже не так, уже знак идет за содержанием. Девизы все еще работают: «ворота в мир», «окно в Европу». А знаки уже не очень».

Алина Циопа, при участии Елены Кузнецовой и Ольги Минеевой

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях