У 65 летчиков, обучавшихся в Южно-Уральском государственном университете, аннулировали свидетельства коммерческих и линейных пилотов. Это произошло после катастрофы Ан-148 «Саратовских авиалиний»: вторым пилотом на борту был как раз выпускник челябинского вуза. Сам Сергей Гамбарян лишился документа посмертно.
Как сообщает 7 июня «Коммерсант», челябинские выпускники и раньше вызывали вопросы у надзорных органов, но вплотную они ими занялись после крушения в феврале 2018 года борта, следовавшего из Москвы в Орск. По данным МАК, пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости, обледенение которых обернулось передачей неверных данных. Решив, что скорость падает, экипаж начал разгонять Ан-148, переведя его в пикирование. Произошло столкновение с землей, при котором погибли 65 пассажиров и 6 членов экипажа.
После ЧП Генпрокуратура выяснила: ЮурГУ не имел сертификата (свидетельства) авиационного учебного центра, а также утвержденной Росавиацией программы подготовки. У 64 пилотов из Челябинского вуза аннулировали свидетельства коммерческих и линейных пилотов. Сотрудники авиакомпаний пытались обжаловать это в судах, но не смогли.
Сейчас Центральный районный суд Челябинска рассматривает два иска транспортного прокурора к ЮУрГУ. Надзорное ведомство требует признать незаконной деятельность вуза по обучению специалистов авиационного персонала с присвоением квалификации «пилот», а также признать недействительными дипломы о среднем профобразовании по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» с присвоением квалификации «пилот». Если вуз проиграет, дипломов могут лишиться 103 выпускника ЮУрГУ. С 2017 года университет не занимается обучением пилотов. 32 выпускника того года так и не получили дипломы.
В челябинском университете отказались комментировать ситуацию с обучением пилотов.
На днях генпрокурор Юрий Чайка заявил, что с 2017 года от выполнения полетов были отстранены 550 пилотов, в России прекращена деятельность двух авиационных учебных центров, а также аннулировано 160 летных свидетельств.
Год назад Минтранс аннулировал лётный сертификат «Саратовских авиалиний». Претензии к компании появились после катастрофы Ан-148 в Подмосковье 11 февраля 2018-го. Тогда погиб 71 человек. Причиной падения самолета стала неверная информация о скорости лайнера, передаваемая обледеневшими датчиками. Фрагменты тел погибших родственники находили на земле через два месяца после ЧП.