Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Особое мнение мнение Спелые сливы. Как WikiLeaks изменил мир, но нажил врагов, победить которых невозможно, и друзей, которые еще хуже

Спелые сливы. Как WikiLeaks изменил мир, но нажил врагов, победить которых невозможно, и друзей, которые еще хуже

11 158
Освнователь WikiLeaks Джулиан Ассанд после задержания в Лондоне// Victoria Jones/PA Wire/PA Images/ТАСС

Наивность представления из предыдущих времен о том, что стоит правде выйти наружу, как зло будет повержено, стала более чем очевидной. Наш Данила Багров — романтический герой, на одной скамейке с Джулианом Ассанджем. Да, мир уже никогда не будет прежним. Но это ничего не меняет.

Расследования WikiLeaks пошли совсем не по тому пути, который задумывался в 2006 году группой молодых журналистов и хакеров ,– «доказательства существования правды». Очень скоро стало понятно, что правда сама по себе никому не нужна. А публикации сливов оказались очень удобными для Кремля, чтобы разрушить легенду о западной демократии.

Главные вехи истории WikiLeaks, из-за которых она стала знаменитой, таковы: Гуантанамо, переписка Сары Пэйлин с Джоном Маккейном во время его президентской кампании, дневник афганской войны и иракское досье, письма американских и саудовских дипломатов и, наконец, файлы президентской кампании Хиллари Клинтон.

Одним из главных персонажей этого движения, помимо самого Ассанджа, стал даже более известный на Западе, чем Эдвард Сноуден, – рядовой армии США по фамилии Мэннинг. Самые знаменитые кадры, опубликованные WikiLeaks, украдены с помощью этого бывшего солдата. А кампания «Освободите Мэннинг» – возможно, самая яркая страница книги борьбы за права и свободы на Западе.

Расследование, предательство, заточение в секретной тюрьме, суд и реальная перспектива смертной казни, потом приговор «всего» на 35 лет и невероятное помилование Бараком Обамой, давшее свободу. Эта история на какое-то время серьезно затмила звезду Джулиана Ассанджа и отодвинула его на второй план.

Кто все эти люди?

Кадры ареста Джулиана Ассанджа 11 апреля в открывшем двери перед полицией посольстве Эквадора в Лондоне показали нам совсем не такого человека, каким он запомнился борцам за свободу. Вместо импозантного светского льва мир увидел какого-то заросшего батюшку из бедного прихода под Рязанью. Это символизирует магистральную тему истории WikiLeaks: кажется, что-то пошло не так.

Пока основанное в таких далеких нулевых годах объединение романтиков-правдорубов публиковало сливы о преступлениях чиновников в Кении и Сомали, все только радовались. Надо же, Правда 2.0, журналисты и честные граждане на страже интересов всего мира, свобода слова и вот это все. Когда за публикацию информации о связи швейцарского банка с темными делишками его высокопоставленных клиентов суд в Калифорнии постановил закрыть сайт, поднялся вой. Как же: Первая поправка о свободе слова и печати! Решение было отменено почти сразу, и WikiLeaks продолжил свою работу.

Но когда запахло реально жареным, когда появилось самое знаменитое расследование об убийствах американцами мирных жителей в Ираке, когда опубликовали письма Сары Пэйлин, риторика резко изменилась.

Во-первых, официальный кандидат в вице-президенты США натурально требовала расправиться с Джулианом Ассанджем так же, как с лидерами запрещенных в России террористических группировок. Во-вторых, его так же официально объявляли предателем и врагом государства.

Дальше случился просто парад торжества демократии. Счета Ассанджа блокировал PayPal и Visa. Facebook закрывал связанные с WikiLeaks аккаунты. Очевидно бредовое расследование того, что почти ни в одной стране мире не является преступлением, затеяли власти едва ли самой свободолюбивой державы — Швеции. Именно там Джулиан Ассандж разместил свои серверы, заручившись поддержкой маргинальной, но зато с представителями в Европарламенте Пиратской партии.

"Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?" – хочется спросить теперь Джулиана Ассанджа. Нет. И никто в западном мире не встал на защиту рыцаря правды так, чтобы это не было заведомым провалом. Выступать в его защиту было можно, но реально помогать — нет.

Все логично

В сценарий развернувшегося карнавала очень органически вписываются персонажи, от которых WikiLeaks получал помощь. В первую очередь это Эквадор и Россия. В начале пути Джулиан Ассандж обещал бороться именно с такими — авторитарными несменяемыми — закрытыми режимами. Но, как уже отмечалось выше, что-то пошло не так.

Социальный договор, действующий в современных цивилизованных странах как само собой разумеющееся, предполагает ограничение свобод в обмен на коллективную безопасность и процветание. Если внимательно разглядывать наследие WikiLeaks и обоснование его идеологии, выходит, что он бросает вызов не столько самим «жирным котам», скрывающим от людей правду, сколько всем нам — участникам того самого общественного договора.

Появление в истории с Джулианом Ассанджем фигуры Владимира Путина, с которым когда-то WikiLeaks хотели бороться, да все как-то руки не доходили, – это вполне логично. Воюешь с Пентагоном и ЦРУ — не удивляйся злорадным потираниям рук: мол, вот она какая, ваша либеральная демократия, в действии — полюбуйтесь, граждане.

Не удивляйся Маргарите Симоньян и передачам на Russia Today с ведущим Джулианом Ассанджем. И спасению рядового Сноудена в стерильной зоне «Шереметьево».

Когда все это задумывалось, вряд ли основатели WikiLeaks предполагали, что до всего этого дойдет и Кремль станет — прости господи! — последним оплотом свободы слова в мире. А The Guardian будет стыдливо удалять со своих серверов взятые на хранение файлы WikiLeaks.

Неважно, как все на самом деле, главное — каким кажется и как об этом говорят: Джулиан Ассанжд уже давно никакой не защитник свободы слова, а обычный преступник, вор и насильник (при этом его недавний заклятый враг Сара Пэйлин в прямом эфире извиняется за свою былую резкость после того, как он распотрошил переписку Хиллари Клинтон); вертолетчики армии США — не убийцы невинных детей, а "герои и защитники демократии", а Владимир Путин, давший приют правдорубу Эдварду Сноудену, которого ЦРУ собирается натурально казнить, — "кровавый диктатор".

Пусть так, ведь это не важно. Все не так уж важно. Наши органы, отвечающие за восприятие правды, за последние годы перетрудились и покрылись затвердевшими мозолями. Алексей Навальный, срывающий покровы тайн высших чиновников нашей страны, уже должен был понять, что нас этим не проймешь. И дело не в какой-то нашей русской особенности. Правда не может быть с кулаками, как добро. В ней нет силы, как нас убеждали с экранов симпатичные бандиты с военным прошлым в 90-х. С тех пор ее у нас появилось столько, что просто девать некуда. Мы можем сейчас черпать ее лопатами и купаться в ней. Но что с того?

Денис Лебедев , «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях