Вслед за ограничениями для силовиков российские власти могут запретить бесконтрольный выезд за границу РФ и для чиновников с депутатами. По сообщению федеральных СМИ, такая возможность сейчас рассматривается в Кремле. «Фонтанка» спросила петербургских чиновников, готовы ли они пожертвовать привычкой ездить в Финляндию на выходные ради безопасности государства. А также поинтересовалась, не побегут ли молодые сотрудники с госслужбы после установки подобного железного занавеса.
О том, что на федеральном уровне обсуждается возможность ограничения выезда за рубеж госслужащих, стало известно информагентству РБК. По данным издания, планируется ужесточить законодательство, которое регламентирует выезд за пределы России для тех, кто имеет доступ к государственной тайне. При этом конечная цель – ограничить выезд всех госслужащих, пишет РБК, не уточняя, каким именно образом это будет сделано.
В настоящее время ограничения прописаны в двух федеральных законах – «О государственной тайне» и «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Для госслужащих установлены три формы допуска: третья – для тех, кто может читать сколько нибудь секретные документы, вторая – для тех, кто хоть раз в жизни держал совершенно секретные сведения, первая – для тех, кто допущен к высшим секретам государства (сведения особой важности).
Как рассказал «Фонтанке» бывший начальник особого сектора одного из комитетов Смольного, обычно третий допуск имеют заместители глав районов и председателей комитетов. Второй, более серьезный допуск, получают первые замы, сами главы и председатели, а также вице-губернаторы. Первый допуск имеет губернатор.
Для чиновников с третьей формой допуска сейчас уже действует уведомительный характер поездок: они просто сообщают своему начальству, что в такие-то числа посетят такую-то страну. По действующим правилам, подавать подобное заявление нужно за одну-две недели. «У меня не бывает такого, чтобы в пятницу принять спонтанное решение и на выходные поехать в Финляндию. Все нужно планировать заранее», – сетует высокопоставленный чиновник, имеющий третью форму допуска.
Госслужащие со второй формой должны уже согласовывать свои поездки: первые замы – с главами районов или комитетов, остальные – с губернатором. «В заявлении нужно указывать весь маршрут. Не дай бог, например, напишешь, что едешь в Германию, а сам еще заедешь во Францию», – рассказывает глава одного комитета. «Согласовывать приходится даже поездки в Беларусь», – рассказывает его коллега из районной администрации. Но случаев, когда в поездке было отказано, никто из собеседников вспомнить не смог.
При этом подчеркнем: чиновники среднего и низшего звена, которым запрещено знакомиться с государственными секретами, вправе свободно путешествовать за границу, не информируя об этом свое начальство. Таким образом, рассуждают собеседники «Фонтанки», в случае ужесточения требования государство может ввести уведомительный или даже более жесткий порядок поездок для всех госслужащих, вне зависимости от занимаемой должности. Однако отношение к такой мере чиновники «Фонтанке» высказали разное.
«Я не думаю, что после этого у молодежи будет меньше желания идти на госслужбу, – рассуждает глава одного комитета. – К нам приходят за опытом, связями, которые потом помогут развивать карьеру в других сферах. То есть этот опыт можно капитализировать. Ради этого многие готовы терпеть трудности госслужбы, в том числе – ограничения на выезд».
Однако его коллеги считают, что некоторые все же уйдут в другие сферы. «Это иллюзия, что к нам идет толпа людей. Невысокая зарплата, серьезные ограничения. Плюс сложно будет переманивать квалифицированных менеджеров из бизнеса», – сетует глава другого комитета. «Люди плюнут и уйдут в бизнес. Наша работа и так не сказка», – говорит замглавы администрации одного из районов.
Кроме того, государство может ужесточить требования к тем, кто имеет допуск к гостайне, – например, ввести режим согласования для третьей формы допуска, а второй и вовсе запретить поездки за границу для личных целей. В частности, по сообщению РБК, может быть введена норма, по которой госслужащие, работающие с секретными документами, должны будут сдавать заграничные паспорта. Эта норма формально действует и сейчас, но, как говорят собеседники «Фонтанки», она не действует.
«Скорее всего, я уйду с госслужбы, если для меня введут режим согласования», – говорит чиновник одной районной администрации, который сейчас имеет третью форму допуска. «Мне фиолетово, давно никуда не езжу», – сообщил глава одного из комитетов. А вот вице-губернатор Василий Кичеджи уверен, что информация об ограничениях для всех госслужащих – это журналистская «утка». «Не думаю, что подобные меры будут введены», – заявил он «Фонтанке».
Отметим, что помимо чиновников дополнительные ограничения могут ввести и для депутатов: они также считаются государственными служащими и имеют допуски к государственной тайне. Впрочем, депутаты ЗакСа, с которыми поговорила «Фонтанка», внешне отнеслись к подобной перспективе спокойно. «Я считаю, что, если вектор политики нашей страны направлен на ужесточение возможности поездок за рубеж, это правильно. Я не приветствую случаи, когда наши депутаты и чиновники лечатся за границей, когда их дети там учатся. Если ты называешь себя слугой народа, то отдыхай в пределах РФ», – рассказал беспартийный депутат Андрей Анохин, который, впрочем, по его признанию, этим летом побывал в Греции.
«Во-первых, предложение касается только тех, кто имел доступ к гостайне. Во-вторых, возможно, это и обоснованно, если учитывать конфликтную ситуацию на международной арене. Не могу сказать, что моя жизнь сильно зависит от поездок за границу, чтобы я отказывался от мандата ради них. Но я хочу сказать, что в России не так много мест для отдыха, учитывая наши климатические зоны», – заявил депутат от фракции «Единая Россия» Сергей Шатуновский, который также недавно побывал в Греции.
Напомним, что весной возможность выезжать за пределы России потеряло большинство сотрудников МВД России. После письма из министерства руководители центральных и местных органов внутренних дел практически перестали согласовывать своим подчиненным рапорта на отпуск, если в качестве места отдыха были указаны зарубежные страны. Причем практика применения этого запрета различна: где-то руководители вообще не выпускают полицейских, а где-то разрешают посетить страны, у которых нет договора об экстрадиции с США.
Андрей Захаров, Ольга Мясникова,
«Фонтанка.ру»