Инвалиды третьей группы не имеют права размещать на своих автомобилях специальный знак и пользоваться выделенными стоянками для лиц с ограниченными физическими возможностями. К такому выводу пришел Верховный суд России.
По действующему законодательству владельцы каждой автомобильной стоянки (остановки), в том числе расположенных около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, обязаны выделять не менее 10% мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующим знаком. Они вправе пользоваться выделенными местами бесплатно, а «здоровым» автолюбителям за парковку на этих местах грозит штраф от трех до пяти тысяч рублей.
В то же время Правила дорожного движения позволяют размещать знак «Инвалид» только на транспортных средствах, управляемых или перевозящих инвалидов исключительно первой и второй групп, тогда как законодательством такого ограничения не установлено. Поэтому гражданин, усмотревший в норме ПДД нарушение прав доступа к объектам социальной инфраструктуры (парковкам) для инвалидов третьей группы, оспорил ее в Верховном суде России.
Однако служители Фемиды отвергли доводы заявителя. Ведь тот же Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», на который ссылался мужчина, предусматривает выделение бесплатных мест для парковки исключительно специальных автотранспортных средств инвалидов (мотоколясок и иных оборудованных соответствующим образом), а не всех иных. Сам заявитель вынужден был признать, что такого автомобиля не имеет.
Суд пришел к выводу, что фактически требование заявителя сводится к распространению на инвалидов третьей группы льгот, предоставленных первой и второй группе при управлении или использовании транспортных средств. «Однако разрешение данного вопроса относится к компетенции законодателя или уполномоченного им органа, а не суда, проверяющего оспариваемую норму на предмет соответствия нормам большей юридической силы. Ни федеральный закон, на который ссылается заявитель, ни какой-либо иной нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, не наделяет инвалидов третьей группы правом на установку опознавательного знака «Инвалид» на управляемые или используемые ими транспортные средства», – заключил судья, отклоняя требования заявителя.