Приказы Федеральной таможенной службы (ФТС), обязывающие международных перевозчиков авансировать уплату таможенных сборов, признаны незаконными. Такое решение 26 февраля принял Высший арбитражный суд России (ВАС).
По действующей с 1975 года международной конвенции автоперевозчики могут использовать специальные книжки МДП. Они позволяют доставлять грузы без уплаты таможенных пошлин (в том числе при прохождении порой нескольких стран транзитом) – все формальности (так называемое растаможивание) производятся уже в пункте назначения. В случае утери товара уплату пошлины гарантирует саморегулируемая организация – Ассоциация международных перевозчиков (АСМАП).
Скандал разгорелся летом прошлого года, когда ФТС уличила перевозчиков и ассоциацию в нарушении взятых на себя обязательств. По мнению таможенников, недоставка перемещаемых с использованием книжек МДП товаров наносит ущерб федеральному бюджету, а потому было принято решение о введении с 14 августа новых мер по контролю – перевозчикам или самим импортерам предлагалось заблаговременно уплатить таможенные пошлины либо предоставить банковскую гарантию, поручительство или имущественный залог.
Решение ФТС о фактической отмене применения успешно работающей больше 35 лет международной конвенции вызвало протесты со стороны участников рынка и АСМАП. Соответствующие возражения заявили в том числе правительственные и международные организации (Консультативный совет по иностранным инвестициям, делегация Представительства Европейского союза в России и другие). Под их давлением ФТС была вынуждена отложить введение новых мер обеспечения транзита по книжкам МДП. Но проведенные переговоры не привели к решению проблемы, а потому в октябре таможенное ведомство разослало письма, обязывающие применять так называемые меры обеспечения. «Таможенные операции... при прибытии в автомобильный пункт пропуска через Государственную границу РФ транспортного средства, перевозящего товары с применением книжки МДП, совершаются в общеустановленном порядке», – указал руководитель ФТС Андрей Бельянинов.
АСМАП, два латвийских перевозчика («Taka» и «Мистрал Транс») и компания «А.Б. Сервис» обратились в ВАС с заявлением о признании таких писем незаконными. По мнению заявителей, ФТС в одностороннем порядке изменила порядок применения конвенции МДП 1975 года. Причем в нарушение российского закона спорные документы не прошли регистрацию в Минюсте и не были официально опубликованы.
Представители таможенного ведомства утверждали, что оспариваемые письма носят лишь разъяснительный характер. Но служители Фемиды поддержали доводы перевозчиков, признав документы ФТС недействующими.