Валентина Матвиенко считает, что реформа Российской академии наук и наука как таковая – это разные вещи.
На заседании Совета Федерации, проходящем в Петербурге, Матвиенко отметила, что из 60 поправок к законопроекту о реформировании Академии наук, подготовленных ко второму чтению в Госдуме, 59 были подготовлены при участии верхней палаты парламента. Во время осенней сессии, напомним, Госдума планирует принять проект в третьем чтении.
"Реформа Академии наук давно назрела, – прокомментировала законопроект в изменённом виде и его перспективы спикер СФ. – Это признаёт большинство людей и в Академии наук. Никто, включая президента РАН, не отрицает необходимости реформирования".
Валентина Матвиенко поделилась с журналистами своими выводами из статьи "одного академика", опубликованной ещё в 2002 году: ещё тогда он говорил о необходимости реформы. Эту статью, добавила глава СФ, она намерена раздать всем сенаторам, чтобы тоже ознакомились. Но сама академия, "внутри себя", к реформам не способна, это нужно делать под контролем государства и общества.
Государство, продолжила она, делает и будет делать всё для поддержки науки, оно не может развиваться без новых научных достижений, однако "реформа РАН и наука – это разные вещи".
Так, по мнению спикера СФ, необходимо реформировать "громоздкий управленческий механизм" РАН, который растёт из года в год и "уже не способствует развитию науки". Сейчас только на содержание аппарата РАН расходуется 6 миллиардов рублей в год.
"В этом сегодня нет необходимости, – считает Матвиенко. – Структура Академии наук должна соответствовать современным реалиям, а она очень отстала".
Матвиенко поддерживает и планы передать собственность РАН государству: учёные, по её словам, не должны заниматься ЖКХ и протекающими кровлями, за имущество должно нести ответственность государство, которое будет поддерживать его в таком состоянии, чтобы институты работали "в новых, современных условиях". И "не годится для научных институтов", заметила она, что помещения РАН сегодня сдаются под бары и рестораны, а "земли бесконтрольно осваиваются в коммерческих целях".
"Не надо обременять учёных хозяйственной частью, – считает спикер СФ. – Этим должны заниматься другие структуры".
По мнению Матвиенко, страхи академиков, напуганных тем, что их организацию лишат собственности, должно развеять то, что руководителем агентства, которое будет этой собственностью управлять от имени государства, назначат президента РАН Владимира Фортова.
Матвиенко признала, что финансирование науки надо увеличивать. При этом приоритетные направления для этого, "где прорывные направления, где нужны новые лаборатории", должна определять сама Академия наук. Но при этом государство должно контролировать эффективность расходов, так как речь идёт "об огромных средствах налогоплательщиков".
Сегодня, по мнению Валентины Матвиенко, "косметических" реформ уже недостаточно: нужен новаторский подход к формированию РАН, её структуре, полномочиям и функциям. Необходимо "усилить её, чтобы она была реальным экспертом решений, принимаемых правительством", участвовала в формировании научной политики страны и способствовала продвижению молодёжи.
Устарела, по словам спикера СФ, и сама система формирования РАН: есть вопиющие факты, заметила она, когда академиками и членкорами становились люди, "мягко говоря, не имеющие к науке отношения".
"С этим тоже надо разобраться, нам дорог престиж Академии наук, – отметила Матвиенко. – Нужно ужесточить приём в академики, чтобы само слово "академик" означало – выдающийся учёный, который сделал прорывные вещи в науке".
После серии совещаний и переговоров между академиками и президентом Путиным, депутатами, сенаторами все вместе ко второму чтению "внесли разумные изменения, за которые ратовала Академия наук". Матвиенко не исключила, что к осени заинтересованные стороны могут подготовить новые поправки к законопроекту.