В Петербурге часто стреляют по автобусам – из пневматики. По троллейбусам тоже стреляют, но реже. Чаще всего палят по маршруткам. Особенно вооруженным преступникам почему-то нравится «убивать» маршрутки «Питеравто»: за три месяца этого года были подбиты уже 23 машины. В компании подозревают, что это дело рук нелегальных перевозчиков. Конкуренты и эксперты сомневаются.
– Наша компания подверглась массовым обстрелам! Только 3 марта пострадали 14 транспортных средств единовременно! Мы хотим обратиться к общественности! Чтобы граждане Петербурга не оставались безучастными и давали информацию – кто, откуда проводил эти обстрелы, – негодует операционный директор транспортной компании «Питеравто» Александр Паю.
Обстрел маршрутки обычно проходит как по схеме: сначала хлопок, потом треск автобусного стекла – дырка в стекле. Пассажиры в шоке, но пострадавших нет. Свидетелей тоже нет. Стрельба ведется чаще из пневматического, реже из травматического оружия, из проезжавших мимо автомобилей либо с отдаленных перекрестков.
Точной статистики расстрелянного в Петербурге транспорта ни у кого нет. По данным крупнейших перевозчиков, таких случаев было около ста за прошлый год. Удивительно, но ни разу ни один пассажир при этом не пострадал. По данным полиции, в 2012-м было возбуждено всего 7 уголовных дел по фактам таких ЧП по статьям 213 («хулиганство») и 119 («угроза убийством»). Остальные правонарушения, по мнению полицейских, относятся к разряду административных. Во всех случаях никого не нашли. Подозреваемых тоже нет.
По сравнению с другими пострадавшими «Питеравто» – явный лидер. В этом году автобусы крупнейших перевозчиков – «Пассажиравтотранса» обстреливали 6 раз, «Третьего парка» – 3 раза, трамваи и троллейбусы – дважды. А маршрутки «Питеравто» попали под пули 23 (!) раза. Почему злоумышленники так избирательны?
– Это действия нелегальных перевозчиков, которые пытаются нанести нам урон! Своими деяниями они пытаются выбить с маршрута наши транспортные средства! – уверен представитель «Питеравто» Александр Паю.
По его мнению, так ведут себя конкуренты-нелегалы, которые не смогли в честной борьбе выиграть городской конкурс на перевозки. Теперь они берут в руки оружие и возвращаются в лихие 90-е годы. Следуя этой логике, «конкуренты из 90-х» должны были бы орудовать по всему городу и вредить всем перевозчикам, а не только «Питеравто». Почему они выбрали именно эту компанию?
– Нелегальных перевозчиков больше всего на юго-западе города, поэтому там чаще происходят обстрелы транспорта. У нашей компании много маршрутов на юго-западе, кроме нас других перевозчиков там очень мало, – приводит свои доводы Александр Паю.
По его словам, «Питеравто» занимает в Петербурге более 70% рынка автобусных перевозок. Поэтому конкуренты и обстреливают его машины чаще других.
Коллеги-перевозчики с ним не согласны.
– Слухи об их доле рынка сильно преувеличены – раза в два! По официальным данным Комитета по транспорту, в городе работают более 4000 автобусов. Мы выпускаем на линию каждый день 1100 единиц на коммерческие маршруты и 320 – на «социалку», и занимаем около 25% рынка. «Питеравто» нас опережает, может быть, машин на двести. Но я не знаю, возможно, коллеги по-другому считают или у них дверь в автобус с другой стороны открывается? – иронизирует первый замдиректора АО «Третий парк» Михаил Богданов.
По его словам, никакой конкуренции со стороны нелегалов его компания не испытывает:
– Я вас умоляю! Ну, какие нелегальные перевозчики? Где они?! Троллейбусы «Горэлектротранса» тоже обстреливают. У них-то кто конкурент? Да, и нас обстреливают. Но это единичные случаи. Есть хулиганские выходки, есть нападения на кондукторов и на водителей. Все есть! Но извините, мы в таком обществе живем – динамично-агрессивно развивающемся, – говорит Богданов.
С ним согласны в ГУП «Пассажиравтотранс».
– В обществе много немотивированной агрессии, которую некоторые выплескивают на общественный транспорт. Плюс проблема свободного доступа к оружию – пневматике и травматике. Это издержки нашей жизни, – философски рассуждают в госкомпании.
В ГУП «Горэлектротранс», чьи трамваи и троллейбусы почему-то в меньшей степени привлекают стрелков, полагают, что во всем виноваты обычные хулиганы. Зачем они это делают?
– А надо поймать хулигана и спросить, зачем им это надо! – говорят в «Горэлектротрансе».
В Северо-Западном межрегиональном управлении госавтонадзора выдвигают версию, что по общественному транспорту палят психически нездоровые граждане.
– Случаи обстрела, как правило, происходят весной и осенью. В это время как раз чаще всего обострения бывают, – говорит замначальника управления Валерий Иванов.
812'Online поинтересовался у самих водителей о причинах резкого всплеска внимания стрелков к маршруткам.
Мнения водителей разделились так же, как и мнение их руководства. Шофер, представившийся как Ахмеджан, маршрута К-6 (обслуживает «Питеравто») на сто процентов уверен, что стреляют свои же «маршрутчики».
– У знакомого все стекла разбили. Машин очень много стало, а заработать всем хочется. Вот, он такой берет «воздушку» и стреляет. Пока я стекла меняю, он хоть два часа поработает и свой план сделает, – подбирая слова, объясняет Ахмеджан.
По его словам, план в «Питеравто» выполнить очень сложно. А если водитель его не выполняет, то трудится буквально себе в убыток. Бензин тоже покупает за свой счет.
– План 13 тысяч в день. С утра платишь в компанию эти 13 тысяч и еще две тысячи за бензин. Получается, автобус как в аренду берешь. Мне надо пятьсот человек перевезти, чтобы план сделать и себе еще что-то заработать, – говорит водитель.
Он не скрывает, что использует автобус как извозчик: перед сменой сдает в кассу определенную сумму, а все что удалось «набомбить» сверху – идет в карман. Вряд ли руководство компании об этом не догадывается, тем более что официальная зарплата в «Питеравто» невелика. По словам Александра Паю, она составляет где-то 15 – 17 тысяч рублей в месяц.
– При такой зарплате работать в компании могут либо только приезжие, либо она не вся «белая», – подозревает неладное Валерий Иванов.
На прямой вопрос – всю ли выручку водители сдают в «Питеравто»? – Александр Паю замялся.
– Вопрос сложный... Возможно, есть факты... Водители отчитываются по билетам – это документы строгой отчетности. Я сомневаюсь, что они скрывают выручку... А пассажиры билеты сами не берут! – объяснил он.
По мнению Ахмеджана, если бы план для водителей сделали хотя бы на две-три тысячи в день меньше, тогда и стрелять бы перестали. Потому что сейчас водители бьются за свои кровные в прямом смысле – с оружием в руках.
Водитель маршрутки № 278А (ОАО «Третий парк») разбитые стекла вообще проблемой не считает:
– Бывает, стреляют. Но у нас все машины застрахованы. Стекла по каско меняем, и все. В полицию не обращаемся. А зачем? – говорит он.
Комментарий эксперта
«В обществе зреет протест против беспредела на дорогах»
Анна Алексеева, старший психолог СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия»:
– Если не рассматривать версию разборок между самими автоперевозчиками, я бы разделила причины агрессии, которую горожане проявляют в отношении социального транспорта и маршруток.
Агрессию в отношении маршруток, как мне кажется, нельзя назвать немотивированной. Стиль их езды – не всегда корректный по отношению к другим участникам движения. Возможно, какой-нибудь эмоционально-неустойчивый автомобилист, которого водитель маршрутки подрезал вчера, сегодня взял ружье и отомстил. Случаев обстрела маршруток стало больше – возможно, в обществе зреет протест против того беспредела на дорогах, когда маршрутки практически безнаказанно нарушают правила и мешают всем: общественному транспорту, другим водителям, пешеходам... Кроме того, я бы не сбрасывала со счетов и национальный вопрос: все мы знаем, кто чаще всего сегодня сидит за рулем таких маршруток.
Стрельба по общественному транспорту – явление того же порядка, что и вандализм по отношению к памятникам, порча сидений в метро и т. д. Как правило, такие поступки совершаются в группе «единомышленников» – людей с таким же высоким уровнем внутренней агрессии. Это – своеобразное развлечение для них: стрелять в движущийся трамвай, несомненно, интереснее, чем в неподвижное дерево. При этом человек испытает азарт, риск, так как есть опасность был обнаруженным. Конечно, в таких случаях стрелки не выбирают специально мишенями общественный транспорт, под пулю может попасть и маршрутка. Все это – проявление деликвентного (асоциального) поведения, характерного чаще для людей личностно незрелых с невысоким культурным уровнем.