Железнодорожникам разрешат не возвращать отказавшимся от поездки пассажирам стоимость приобретенных по нерегулируемым тарифам билетов. С такой инициативой выступило Министерство транспорта РФ.
По действующему законодательству, не менее чем за восемь часов до отправления поезда любой пассажир вправе вернуть билет в кассу и получить полную стоимость проезда (за вычетом комиссий за оформление и возврат). Частичная компенсация предусматривается даже тем, кто вообще не пришел на поезд или отказался от поездки даже за минуту до отправления. Такие нормы, защищающие потребителей, по мнению чиновников транспортного ведомства, не учитывают интересы перевозчиков: железнодорожники вынуждены учитывать риск убытков от возврата билета при определении его цены, что увеличивает стоимость перевозки для всех пассажиров.
В качестве компромиссного варианта Министерство транспорта РФ предлагает разрешить перевозчикам вводить так называемые невозвратные тарифы. Это позволит «получить необходимый фиксированный минимум доходов для рентабельного выполнения перевозки, что, в свою очередь, за счет снижения финансовых рисков перевозчика позволит увеличить количество предлагаемых к продаже мест по более дешевым тарифам», – констатируется в пояснительной записке к представленному на публичное обсуждение законопроекту.
Невозвратными ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК – дочерняя структура ОАО «Российские железные дороги») может сделать только билеты, тарифы на которые не регулируются государством. При этом такие ограничения могут вводиться не более чем для половины предлагаемых на каждом маршруте билетов. Кроме того, полную уплаченную за проезд сумму должны вернуть пассажирам в случае отмены поезда, задержки его отправления, незапланированного перерыва в движении более чем на час, а также при наличии уважительных причин (заболевании).
Новые правила, по мнению чиновников, позволят пользоваться услугами железнодорожного транспорта пассажирам как с высокой, так и с низкой платежеспособностью, а также приведут к увеличению пассажирооборота.
Напомним, что в настоящее время Федеральная служба по тарифам регулирует стоимость проезда пассажиров в общих и плацкартных вагонах. С 1 января этого года государство перестало субсидировать такие перевозки и увеличило базовые тарифы на 20 процентов. Цены на билеты в скоростные поезда, а также в купейные, спальные и иные вагоны повышенной категории устанавливаются самим перевозчиком.