Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Мэр Риги: Комфортно рижанину - комфортно туристу

Мэр Риги: Комфортно рижанину - комфортно туристу

316
mixnews.lv

Столица Латвии выделяется на общем прибалтийском фоне. Здесь очень приветливо относятся к приезжим из России, не забывают русский язык, не устраивают пронацистских демонстраций и не призывают к пересмотру итогов Второй мировой войны. Рига — город, ориентированный на туристов, город-праздник, предлагающий своим гостям окунуться в сказку. По нему можно без опаски гулять и в два, и в три часа ночи, а массовые мероприятия обходятся без нетрезвых подростков и разбитых бутылок. Во все этом петербургские журналисты убедились сами. Но и в этом сказочном городе далеко не все радужно, и многие проблемы до боли похожи на проблемы Петербурга.

Для инвестиций нужно, чтобы канализация работала

Реклама Риги как центра туризма началась два года назад. «Мы начинали ее практически с нуля, - рассказал на встрече с журналистами из Петербурга мэр Риги Нил Ушаков. - Мы с самого начала сосредоточились на трех направлениях: Россия, Германия, Скандинавия. Именно из этих стран к нам и приезжает больше всего туристов. Для каждой из этих стран была продумана своя концепция». Так, для россиян столица Латвии предлагается как европейский город со всеми европейскими возможностями отдохнуть, но при этом в нем можно объясниться на русском языке без риска, что тебя не поймут. Кроме того, подчеркивают власти города, здесь «очень разумный диапазон цен». Туристов из Германии и Скандинавии тоже привлекают относительно низкие цены и интерес к новым странам, вошедшим в Евросоюз.

«Мы решили сделать акцент,во-первых, на том, что наш город достаточно древний — ему исполнилось 810 лет, а, во-вторых, начали развивать событийный туризм — продавать День города, празднование Иванова дня или Лиго, Рождественские праздники», - пояснил Ушаков. И, действительно, все три дня празднования Дня Риги превратились в нескончаемый поток событий — от авиашоу над Даугавой до фестиваля Самбы и круглосуточного турнира по волейболу на площади перед Дворцом Конгрессов. Не обошлось и без реминесценций на темы Средневековья. На берегу Даугавы, неподалеку от Ратушной площади, состоялся конный рыцарский турнир, а перед зданием ратуши три дня простоял огромный короб — в него горожане складывали ненужные ключи, завалявшиеся в хозяйстве, из которых потом кузнецы выковали новый Ключ города.

В эти дни многие музеи работали либо бесплатно, либо с существенной скидкой, два дня — субботу и воскресенье — бесплатным был и общественный транспорт. Последнее обстоятельство очень нравилось самим рижанам. «У нас всегда такие праздники, - с гордостью сообщила корреспонденту «Фонтанки» в автобусе пожилая рижанка. - Еще когда Лиго празднуют - бесплатный транспорт и в Рождество». Тем не менее, праздник ориентирован в первую очередь на жителей Риги, и программа мероприятий разработана таким образом, чтобы даже жители самых отдаленных районов не почувствовали себя обделенными. Но это вполне согласуется с общей концепцией развития туризма. Которую кратко можно сформулировать как «комфортно рижанину — комфортно туристу».

Доходы от туризма, как признают сами власти, невелики. «С туристов можно получить только подоходный налог с тех денег, которые люди тратят в кафе, ресторанах, магазинах. Это не очень много, - объясняет Ушаков. - И, учтите, что сервисная сфера, как правило, работает за наличные, поэтому появляются еще дополнительные тонкости. Но при этом деньги-то все равно в городе крутятся, люди зарабатывают. И если в городе будет больше денег, то социальное напряжение будет меньше. Пусть люди получают не очень большую зарплату и приносят не очень большой налог, но они заняты». «Туризм не столько помогает заработать, сколько позволяет разрешить часть социальных проблем», - поясняет он.

В то же время, по мнению Ушакова, развитие туризма опосредованно все же может принести большие деньги. «Все те вещи, которые мы делаем, в конечном итоге сказываются и на привлечении бизнеса, - считает он. - Привлечение туристов с этой точки зрения очень хорошо, потому что это сигнал — если город может звать к себе туристов, то это означает по меньшей мере то, что кризис в нем заканчивается. Если мы приводим в порядок инфраструктуру и переоборудуем полицию, значит - в городе безопасно. Если мы говорим об улучшении отношений с Россией, то значит, наш парламент преодолел свои разногласия». «Поэтому для привлечения инвестиций мы можем чистить город, приводить его в порядок. А инвесторы сами сюда приедут, мы надеемся, - заключает мэр. - Если здесь будет комфортно самим рижанам и туристам, значит будет комфортно и бизнесу. Нам нужно канализацию починить. Найти на это деньги, чтобы жители и туристы здесь себя хорошо чувствовали. Будет это работать, будет что-нибудь потом и глобальное».

Бизнес ограниченных возможностей

В основу стратегического плана развития Риги положена идея - портовый город, который находится на восточной границе Европейского Союза, на границе с Россией. Несмотря на кризис, грузооборот порта, как заверяют рижские власти, продолжает расти по всем видам грузов. И именно с портом связан один из самых крупных проектов, получивший европейское финансирование, — портовую зону планируется вынести из центра в северо-западную часть города и при этом перенести на другой берег. На освободившуюся территорию должен прийти частный бизнес. Во всяком случае, в мэрии на это надеются — девелоперы получат земельные участки на берегу моря и неподалеку от старого города.

«Город развивает строительный бизнес, но здесь мы сталкиваемся с тем, что нет квалифицированных рабочих, - рассказывает Ушаков. - В прошлом году на некоторых объектах работали поляки и болгары, их нанимали, потому что нет людей». Кроме того, в центре очень сложно реализовывать новые проекты. «Намного сложнее, чем у вас, - подчеркнул мэр Риги. - Действуют очень серьезные ограничения на реконструкцию — нельзя даже поставить на старых зданиях новые рамы. Приходится заменять на точные копии старых, а это — в 4-5 раз дороже. Любое здание, которое покупаешь в центре города, в той или иной степени - памятник архитектуры. Установлены очень серьезные ограничения по этажности — выше, чем пять этажей строить нельзя. Поэтому возводить что-либо в старом городе очень сложно и дорого».

В Риге существует определенный перекос - значительную часть населения составляют сотрудники госсектора и специалисты, занятые в области финансовых услуг. Промышленности в столице Латвии практически нет. «Мы получили это как данность в 2009 году, - поясняет Ушаков. - И в ближайшее время нам ситуацию не изменить. В Риге физически производства не разместить. Мы можем часть создать на территории порта, но пока еще работаем над этим вопросом».

Успеть за 45 секунд

Особая гордость властей Риги — муниципальная полиция. Эта структура была создана двадцать лет назад для борьбы с административными правонарушениями. Финансируется она из городского бюджета. И, как подчеркивает Ушаков, муниципальным полицейским зарплату не снижали никогда. «По сравнению с государственными полицейскими, зарплата у муниципалов выше в два раза, и я даже искренне переживаю за госполицию, - рассказывает он. - Потому что муниципальные полицейские могут решать далеко не все задачи».

Как рассказали корреспонденту «Фонтанки» в Центре мониторинга управления муниципальной полиции, сейчас на улицах Риги установлена 1000 видеокамер — 750 размещены в школах, и 250 — в местах скопления людей. Информация транслируется в Центр и просматривается в режиме он-лайн — каждый оператор следит одновременно за десятью камерами. Параллельно улицы патрулируют автомобили муниципалов, и в том случае,если где-то камера фиксирует правонарушение, к месту событий направляют оказавшийся поблизости патруль. Нормативы времени, за которое полицейские должны добраться до правонарушителей, выставлены жесткие — от 45 секунд до 2 минут.

Эффективная работа муниципальных полицейских уже получила международную известность и послужила развитию нового вида спорта для туристов из Британии. «Англичане — люди азартные, - рассказывают в полиции. - Поэтому у них появилась манера заключать пари: успеют они помочиться на статую Свободной Латвии, рядом с которой размещена камера, до приезда полиции или нет. Пока еще никому не удалось, но попыток они не прекращают».

Впрочем, заняты муниципалы не только пресечением столь экзотических развлечений. В Риге действует очень жесткий запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах - даже если на улице появится человек с откупоренной бутылкой, это уже будет считаться правонарушением. Карается подобное преступление штрафом — в первый раз с нарушителя возьмут 10 латов. При повторном задержании — уже 300, в третий раз направят на общественные работы на несколько суток. Закон действует около трех лет, но свои плоды уже принес - ни на одном массовом мероприятии людей с откупоренными бутылками пива в руках не увидишь. Да и встретить агрессивные пьяные компании в центре Риги не получится — их «нейтрализуют» очень быстро.

Главное — спокойствие

Нила Ушакова считают одним из самых популярных людей в Риге и единственным русским политиком, который пользуются уважением даже у националистически настроенных латышей. В Латвии его называют популистом, не вкладывая, впрочем, в это слово ни малейшего оттенка осуждения. «Знаете, как он завоевал расположение у думских националистов? - рассказал корреспонденту «Фонтанки» один из представителей «латышского блока». - На самом первом заседании Думы он поднял всех на ноги, чтобы исполнить гимн Латвии — на латышском языке. И выяснилось, что сам он прекрасно знает слова». Вторым шагом, обеспечившим Ушакову симпатии со стороны латышского населения, оказалась «легализация» празднования Лиго — древнего языческого праздника, аналогичного нашему Иванову дню.

По мнению самого Ушакова, снижение остроты национального вопроса объясняется вполне прозаическими причинами. «Кризис на самом деле помог национальную проблему смягчить, - полагает он. - Если экономические проблемы 91-го года ударили в основном по русским и русскоязычным, потому что тогда разваливалась советская промышленность, а люди работали именно на этих предприятиях и оказались за бортом, то сейчас экономические проблемы бьют по всем. Плюс тогда у латышской части населения сохранялись определенные положительные ожидания, и они были готовы переносить экономические трудности ради будущего. А сейчас, по прошествии двадцати лет, разочарование одинаково и у тех, и у других. И люди не очень понимают, почему они должны жертвовать, если все должно было наладиться».

Нерешенные проблемы все же сохраняются — например, наболевший вопрос с переименованием улицы Джохара Дудаева. «К нам обратились две группы граждан — представители ЗакСа в городе Грозном и представители местной, рижской, чеченской диаспоры, - рассказывает Ушаков. - Понимаете, маргинально-радикальные группы есть с обеих сторон - и с латышской, и с русской. И каждая так или иначе использует эту улицу. И все перипетии вокруг ее названия постоянно затрагивают новейшую историю чеченского народа. Поэтому депутаты Грозного, чтобы все это прекратить, предложили переименовать улицу — дать ей имя Махмуда Эсанбаева».

Правда, Совет по памятникам не согласился с таким решением и рекомендовал провести опрос жителей, чтоб они сами высказали, что они думают о названии своей улицы. Сейчас, поясняют в мэрии, это исследование проводится. Затем полученные варианты еще раз обсудят на заседании Совета по памятникам. «Моя позиция такая — можно переименовать простым голосованием, но если мы принимаем решение по улице Дудаева, то надо назвать ее так, чтобы через год опять не было пикетов с требованиями переименовать ее обратно. Могу сказать одно — решение, которое вынесет рижская Дума, будет таким, чтобы оно удовлетворило максимальное количество жителей».

Существует в Риге и национальная проблема с имущественной подоплекой — реституция еврейской собственности. «Вопрос тяжелый и больной, поскольку касается суммы, если я не ошибаюсь, порядка 30 миллионов латов, - признал Ушаков. - Проект закона о реституции был подготовлен, если не ошибаюсь, восьмым сеймом, и за него проголосовать не смогли. Не знаю, будет ли заниматься этим нынешний парламент, но, безусловно, вопрос реституции надо решать». «Что касается нас, добавляет мэр. - То мы всегда поддерживали и поддерживаем реституцию, то есть - восстановление исторической справедливости, по мере сил. В частности, еврейская община очень долго — в рамках общей реституции - борется за возвращение школ. И город сказал — боритесь, юридически оформляйте, но мы пока построим вам новую школу. И уже год работает новая еврейская школа в полностью отремонтированном здании. То есть, то, что мы обещали - мы сделали, а каким образом закончится реституция в рамках государства, я пока не могу предсказать».

Социальные проблемы инвестициями не решить

«Главная проблема и Риги, и страны в целом - то, что несмотря на положительный экономический рост, количество нуждающихся не сокращается, - считает Ушаков.- Потому большее количество денег автоматически не решает социальных проблем. То есть, если сюда приедет еще в два раза больше туристов из Москвы, Псковской области и Петербурга или наши фармацевты будут продавать в два раза больше ремантадина в Россию, то безработная 55-летняя рижанка все равно останется без работы».

Социальные проблемы надо решать по стране в целом и учитывать, что всегда будет значительное количество людей, которым надо помогать, полагает он. И в Риге действительно развита система выплаты пособий малоимущим слоям населения. Но, как показали расспросы жителей города, помогают именно тем, кто находится за чертой бедности, остальные выживают самостоятельно. «У меня средняя по рижским меркам зарплата, - пожаловалась официантка в одном из кафе. - Но у меня двое детей, поэтому, чтобы собрать их в школу, я работаю на двух работах все лето без выходных, мой муж — на трех. Иначе денег просто не хватит». Да и сам блистательный центр города предназначен, как пояснил представитель местной неформальной молодежи, «для туристов, а не для нормальных людей. Нормальным такой отдых не по карману».

«У нас скопилось за эти годы слишком много проблем, которые надо решать, - признает Ушаков. — В первую очередь, надо восстанавливать инфраструктуру. Сейчас ремонтируем школы, которые не ремонтировались все последние двадцать лет. Мы каждое лето тратим рекордные, по рижским меркам, средства на это — по миллиону латов. Мы увеличили инвестиции в детские сады, объекты культуры. Закончили, например, несмотря на кризис, реконструкцию Театра русской драмы. Сейчас идет ремонт национального музея».

Зарплату сотрудникам учреждений образования и культуры в Риге не уменьшали, не урезали и расходы на содержание муниципальной полиции. Зато существенно сократили госаппарат. «Мы сократили городскую администрацию, уменьшили количество департаментов. И у нас в 2010 году только за счет этого сокращения была экономия двадцать миллионов латов, - рассказывает Ушаков. - То есть двадцать лет можно ремонтировать школы».

Так похожа на Россию, правда, вовсе не Россия

«Я очень реалистично смотрю на вещи, - поясняет мэр. - Приезжаешь на конференцию куда-нибудь в Европу, где сидишь с мэрами крупных городов, которые обсуждают проблему смарт-хаузинга... А что мне с этого смарт-хаузинга, когда у меня 40% крыш течет?» «Проблемы у нас больше схожи с городами Советского Союза, чем Германии или Скандинавии», - замечает он, но тут же добавляет: «С другой стороны, от прогресса не уйдешь. Когда-то энергосберегающие и энергоэффективные технологии надо начинать внедрять. Например, мы сейчас переводим отопление города на щепу. У нас сегодня примерно 5%-6% отопления на щепе, планируем в отдаленном времени довести до 12-15%».

Пытаются в Риге бороться и с пробками, и с засильем частного автотранспорта. «Мы не увеличиваем зоны платной парковки. Вводим полосы для общественного транспорта, чтобы привлечь на него больше народа. Продлеваем сеть велодорожек, хотя город с нюансами — зимой не очень покатаешься», - перечисляет он. Но сказать, что борьба завершилась успехом, мэр пока не считает себя вправе — пробки, по его мнению, не побеждены.

Существует в Риге и проблема хрущевок. «Основной жилой фонд у нас построен в советское время, и у нас не было за спиной, как у Восточной Германии, запаса средств, которые можно было бы направить на ремонт этих зданий, - поясняет Ушаков. - Сейчас мы активно продвигаем программу — жильцы дома могут заменить часть коммуникаций, кровлю, утеплить фасад за 50% оплаты». Но программа продвигается с трудом. «Люди в Риге не очень охотно идут на такие шаги, - констатирует мэр. - Пока таких домов не больше 15. К сожалению, при разобщенности жильцов каждый считает, что его проблема кончается за порогом дома».

Однако петербургский путь — снос с последующей застройкой - для Латвии неприемлем. «Все эти дома, квартиры в них, почти все приватизированы. Не будем говорить, правильно это или неправильно, но мы не имеем права даже ремонтировать эти здания без согласия жильцов, а не то что сносить или расселять», - ответил на вопрос петербургских журналистов Ушаков.

Еще одна общая для России и Латвии проблема — отток кадров. «Конечно, от нас уезжают. И хотя в Ригу, скорее, приезжают из окрестных деревень, в целом Латвия, конечно, проигрывает — уезжают в Скандинавию, Британию, сейчас в Германию. И никакими специальными методами тут ничего не решишь, - признает Ушаков. - Пока сохраняется неравенство в уровне доходов, люди будут уезжать. Вот если доходы, умноженные на какие-то социальные гарантии, выровняются, то начнут возвращаться. Но никакими специальными акциями или призывами эту проблему не решишь. Я не верю, что какая-то социальная программа может удержать людей. Если нет работы, они будут уезжать, если работа есть и на ней более или менее нормально платят — останутся".

Кира Обухова,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях