Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки «Коллективное бессознательное» в «Этажах»: Что снится лауреатам Госпремии

«Коллективное бессознательное» в «Этажах»: Что снится лауреатам Госпремии

451

В лофт-проекте «Этажи» с помпой открылась выставка «Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта». За громким названием скрывается довольно спорное содержание.

Бывают такие выставки, где вроде бы всё хорошо, ан нет – плохо. Громкие имена, громкое название, достойное место, распиаренный вернисаж – а всё равно плохо. Всё так, да что-то не так. Упаковка с блестками и бантиками по высшему разряду, но содержимое вызывает подозрения. Наверное, было бы гораздо лучше, если бы выставку назвали поскромней. И графика сюрреализма тут далеко не вся, и не «до Магритта», а много позже, с участием художников, которые к сюрреализму имеют отношение лишь косвенное: да, вдохновляются им, да, делают похоже, но к ушедшему в историю искусства вскоре после их рождения течению не относятся, хоть тресни. И сама графика классиков – очень поздняя, сделанная сюрреалистами на склоне лет, когда они сами прекрасно понимали, что стали пенсионерами на пожизненной ренте у ими же созданного успешного бренда. И графика эта тиражная, то есть сделанная в качестве недорогого аналога для тех, кто еще не может позволить себе уникальное произведение, но уже достаточно богат, чтобы не вешать на стену репродукцию из журнала «Огонек».

Сюрреализм в нашей выставочной практике обойден стороной. Он сам в немалой мере тому виной. Нескрываемая коммерческая направленность постаревших сюрреалистов заставила большинство искусствоведов относиться к этому течению примерно так же, как меломаны относятся к сегодняшним концертам одряхлевших рок-звезд 1960-х: старички с гитарами, давно купившие себе виллы на Багамах, время от времени устраивают «чес» и на сцене пытаются притворяться юными бунтарями, потрясая седыми космами. С другой стороны, сюрреализм – это «попса» от искусства: вычурные формы, фантастические сюжеты и нарочитое «не для всех» сделали его сверхпопулярным направлением у позднесоветских младших научных сотрудников, а у следующего поколения на сюрреалистов сформировалась аллергия. Фраза «Мой любимый художник – Дали» годится разве что для анкеты на сайте знакомств, но никак не для серьезной беседы.

До сих пор на русском языке почти отсутствуют глубокие исторические исследования сюрреализма; огромный символический пласт, который он открыл для Европы, почти не известен нашему зрителю. Соответственно, и выставок сюрреалистов мы видим немного. И именно сейчас, когда все копья сломаны, ярые поклонники и противники нянчат внуков, а сам сюрреализм прочно угнездился в учебниках истории искусства, была бы очень к месту большая обстоятельная выставка – такая, где показали бы и сюрреалистов, и проследили бы источники их вдохновения – от европейской философии и поэзии до искусства африканских и полинезийских племен (искусство первобытных народов было в огромной моде в конце 1920-х), и связали бы с перипетиями европейской истории первой половины ХХ века, и показали бы, как повлиял сюрреализм на следующие поколения художников.

Всего этого на выставке в «Этажах» нет. Московская галерея Inartis владеет дюжиной листов тиражной графики Сальвадора Дали. Есть в коллекции и чуть-чуть Рене Магритта (графикой Магритт занимался очень мало, все листы можно пересчитать по пальцам, так что каждый отпечаток уникален). Галерея хочет это показать. Привезли и «близких по духу» Роберто Матту и Доротею Таннинг. В рамках выставки проходят кинопоказы, зрителям предлагают классические фильмы сюрреализма: «Андалузский пес» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали, «Антракт» Рене Клера.

Но какое, скажите мне, отношение ко всей этой винтажной истории имеют выставленные там же работы народного художника России Александра Бурганова? Да никакого. Сколько бы Бурганов ни называл себя прямым наследником сюрреалистов, он наследует им ровно в той же степени, как вы или я. Бурганов – официозный скульптор, автор кучи памятников, от банальности которых сводит скулы, лауреат Госпремии СССР. Он один из немногих художников (наряду с Глазуновым, Шиловым, Церетели и Андриякой), которым удалось создать в Москве музей имени себя – и это государственный музей, не частный. Ах да, именно при поддержке государственного музея «Дом Бурганова» сделана эта выставка.

Сальвадору Дали поэт-сюрреалист Андре Бретон дал кличку – анаграмму из его имени, Salvador Dali, – Avida Dollars, то есть «жадный до долларов». Дали и остальные корифеи сюрреализма давно лежат в земле, но репутация продолжает работать: сюрреализм по-прежнему остается продаваемым брендом, под маркой которого можно выставлять тиражные серии и присовокупить к громким именам де Кирико и Магритта всех желающих лауреатов Госпремии, которые «тоже черпают вдохновение в собственных снах». Однако, как ни крути, пусть тиражные, но всё же работы Магритта и Дали нам в «Этажах» показали. На безрыбье и на том спасибо.

Анна Матвеева,
«Фонтанка.ру»

Фото: loftprojectetagi.ru.

О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях