Более 2 тысяч «подснежников» было вывезено с улиц Петербурга с начала текущего года. Не исключено, что реально эта цифра больше на треть – ведь именно столько пресс-секретарей районных администраций, которые могли бы предоставить соответствующую информацию, не смогли этого сделать. И если сначала «Фонтанка» хотела подготовить материал о брошенных машинах, то в процессе получения информации решила рассказать о самих поисках истины.
Провести эксперимент под названием «обзвонить все районные администрации за один день» редакция вознамерилась, узнав, что именно эти подразделения Смольного отвечают за «зачистку» улиц. Мы надеялись, что получить данные об «урожае подснежников» не составит труда, так как эта информация готовилась к 19 мая – именно к этому сроку губернатор города Валентина Матвиенко велела отчитаться о результатах этой работы.
По сути процедура сбора информации не должна была занять больше трех часов: час на обзвон всех ведомств, час-два на подготовку данных и час на сбор готовой информации. Но, понимая, что на практике все может оказаться сложнее, «Фонтанка» решила воспользоваться не стандартными методами работы журналистов, а всеми возможными способами получения нужной статистики.
Памятуя о том, что губернатор города наказала своим подчиненным выбираться в социальные сети, и многие чиновники завели аккаунты в Твиттере, корреспондент за два дня до опроса оповестила читателей о том, что будет звонить пресс-секретарям районных администраций по вопросу убранных «подснежников». И это сообщение было процитировано руководителем управления пресс-службы губернатора. Некоторые откликнулись сразу. Другие предпочли отшутиться: «Вы им время на подготовку даете или чтобы успели телефоны отключить?»
Первым ответил Красногвардейский район: «В период с 01.04 по 29.04.2011 с территории района вывезено 34 ед. бесхозяйных легковых автомашин и 12 бесхозяйн. Грузовиков» (орфография и пунктуация сохранены — авт.). Следующим стал Московский – там было убрано 195 «подснежников» с начала года. Выборгский район немного подумал и тоже ответил в Твиттере. Но кроме этого пресс-секретарь сообщил соответствующую информацию через официальный сайт городской администрации, разместив дополнительно телефоны, по которым нужно звонить, чтобы узнать о судьбе перемещенной машины: «В этом году дворы и улицы района уже очищены от 87 легковых и 35 грузовых автомобилей. На сегодня в базе Выборгского района остается 189 транспортных средств с номерами и 168 без них».
Остальным пресс-секретарям предстояло звонить. Корреспондент воспользовалась списком городских телефонов, размещенных на странице пресс-службы губернатора. В некоторых районах связь налажена отлично. Пресс-секретари или другие сотрудники администраций попросили телефон корреспондента и обещали перезвонить. Перезвонили шестеро. Так мы узнали, что в Колпинском районе 17 машин было убрано владельцами, а 7 - администрацией, в Невском районе было выявлено 132 и вывезено 68 брошенных машин, в Петроградском районе – 300 (там, правда, поначалу предположили, что эта информация есть только в комитете по благоустройству, но потом все же сориентировались), в Петродворцовом – 28, плюс 42 убрали сами жильцы. Приморский район оказался лидером – там было собрано 657 машин.
Двое пресс-секретарей оказались в отпуске. Однако это не помешало их коллегам направить «Фонтанку» к районным специалистам, которые тут же сообщили всю необходимую информацию. Таким способом мы разведали, что в Кронштадте было вывезено 4 грузовика и 10 легковых машин. При этом один грузовик убрал сам владелец. А в Центральном районе на учете администрации состоит 137 «подснежников» и 120 из них уже убрано.
Но в большинстве пресс-служб администраций после длинных гудков включался факс. Так продолжалось несколько часов. После этого корреспондент все же решила воспользоваться «неофициальными возможностями» и собрала мобильные телефоны пресс-секретарей. Так мы узнали, что в Кировском районе было убрано 106 машин, из них 27 грузовиков, в Курортном ликвидирован 61 «подснежник» (52 – владельцами), а во Фрунзенском - 246.
Но треть районов остались глухи. Например, в Адмиралтейском районе на городском телефоне звучала фраза «абонент не отвечает», а на мобильный просто не отвечали, без соответствующих пояснений. В Василеостровском районе сначала попросили прислать запрос, потом, согласившись, что это не существенная информация для того, чтобы оформлять ее официальным запросом, попросили перезвонить. Мы перезванивали. И не раз. И даже не несколько раз.
Ни по каким каналам не удалось дозвониться до Калининского района и до Пушкинского. А с Красносельским районом едва ли не случился конфликт. Пресс-секретарь Ольга Подосинникова решила соблюдать все формальности от начала и до конца. То есть требование направить запрос на имя главы района было бескомпромиссным (хотя на практике запросы журналистами составляются в основном, когда речь идет о документах, информации большого объема, когда ответы требуют особой точности). На просьбы пойти навстречу (ведь обзванивать нужно все 18 районов), и не разводить бюрократию на ровном месте, пресс-секретарь ответила: «Знаете, я тут тоже не дурака валяю».